Актуально В России меняются правила ОМС
Персоны
На что нужно обратить всем внимание? Какие в ОМС внесены кардинальные изменения?
А. Березников: Резких поворотов внутри правил нет. Наверное, просто зафиксировали и внесли то, что уже было отработано в жизни.
Первое – что касается граждан и вопроса получения полиса обязательного медицинского страхования.
Теперь в соответствии с новыми правилами человек имеет право получить полис ОМС онлайн без прихода в страховую компанию, использовав для этого цифровую подпись. Причём это можно будет сделать: через сайт территориального фонда, через сайт "Мои документы", через сайты МФЦ при наличии договоров между службой "Мои документы" и МФЦ со страховой медицинской организацией.
Ещё одно новшество, касающееся граждан: теперь временное свидетельство, которое выдаётся перед тем, как будет выдан полис единого образца, действует не 30 дней, как ранее, а 45 рабочих дней, то есть практически два месяца.
Ещё важным моментом в правилах является то, что вместе с заявлением на выдачу полиса гражданин должен подать заявление о своём согласии или отказе от информационного сопровождения. Что под этим подразумевается? Это те самые смс-рассылки о диспансеризации, о приглашении на профосмотр, о приглашении на очередное диспансерное наблюдение к врачу. Вот это пул действий страховой компании, и, естественно, человек на него должен дать согласие. Или не согласие. В данном случае всё остаётся на выбор пациента.
Ещё одним кардинальным моментом является возможность не чаще одного раза в год менять полис. Надо только прийти. Любой гражданин имеет право один раз в год заменить полис обязательного медстрахования.
Страховую компанию сменить или полис ОМС?
А. Березников: Можно поменять страховую медицинскую организацию раз в год по правилам и в принципе, если есть желание, можно обновить полис. Теперь полисы обязательного медицинского страхования меняются в случае смены места жительства только в той ситуации, когда человек переезжает из одного субъекта РФ в другой. Если происходит смена места жительства внутри субъекта РФ, то необходимости в замене полиса нет.
Это почти всё то, что уже существует. А что изменится для застрахованных лиц при посещении ими медицинских учреждений?
А. Березников: Собственно, в правилах нет непосредственно каких-то новшеств, касающихся посещения застрахованными лицами медицинских организаций. Всё, что было ранее, то и остаётся теперь. Единственное, что важно, у нас есть небольшая часть граждан, которые предпочитают не получать бумажный эквивалент пояса. В новых правилах гражданин имеет право не получить бумажный бланк, но при этом он будет застрахован как бы виртуально.
Самое главное, что теперь граждан будут распределять по определённым "группам здоровья". До сегодняшнего дня все в общей массе шли, а теперь у людей будет у каждого своя "группа здоровья"?
А. Березников: Это ещё одно нововведение, касающееся взаимодействия страховых медицинских организаций с непосредственно застрахованными гражданами. Прекрасно известно, что предыдущая редакция этого не включала, в целом были нормативные документы, предписывающие страховым медицинским организациям приглашать своих застрахованных лиц на профилактические мероприятия, к которым относятся профилактический осмотр и диспансеризация. В новой редакции появляется термин "диспансерное наблюдение". Это когда человек прикреплён по поводу какого-то заболевания, и его приглашают пройти очередной осмотр.
Теперь будут более пристально следить за работой поликлиник и больниц сами страховые кампании. Потому что, как говорят, теперь страховые компании обяжут обрабатывать все жалобы пациента. Если пациенту что-то не нравится, он пойдёт не к главврачу, а в свою страховую компанию?
А. Березников: В принципе такая предпосылка есть. И опять же мы с вами должны понимать, что это не зафиксировано в самих правилах, как в документе.
Обязательство страховых компаний проверять все жалобы пациентов, назначать проверку медуслуг, которые вызвали у граждан сомнения?
А. Березников: Это в принципе установлено не только правилами, но и ФЗ № 326 РФ. Что страховая медицинская организация несёт ответственность и обеспечивает защиту прав застрахованных граждан. То есть, это не совсем тема исключительно правил, это выше прописано
И по информированию. Ещё одним новым аспектом в правилах стало появление официальных страховых представителей. Раньше их не было, то есть, прежний документ не содержал понятия "страховой представитель". Теперь институт страховых представителей попал в правила в полной мере. Это нормативный документ.
И здесь появляется ещё одна интересная часть для граждан. Это требование того, что будет больше и чаще проводиться очная экспертиза. То есть, когда приходит эксперт, общается непосредственно с гражданином, разбирается в ситуации и, если нужно, предпринимает меры. У нас теперь поводом для экспертизы является, в частности, обязательное исполнение рекомендаций научных клинических центров. То есть, посредством телемедицинской консультации человека проконсультировали, рекомендовали некую схему лечения, и после этого больница, где проводилась консультация, те, кто оказывают помощь, должны в соответствии с этими рекомендациями назначить лечение. А мы, как страховая медицинская организация, обязаны это проверить.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.