Авторские материалы Лидеров рынка ОСАГО заподозрили в сговоре
Персоны
3 крупные страховые компании подозреваются в незаконном повышении цен на ОСАГО в Москве и области. «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование» практически одновременно после майских праздников подняли тарифные ставки на 14%, а «Росгосстрах» – на 11%. На это указали эксперты Общероссийского народного фронта. И попросили Федеральную антимонопольную службу проверить лидеров рынка на предмет сговора. В ОНФ считают, что своими действиями страховые компании хотят переложить часть убытков по ОСАГО в «токсичных регионах» на автовладельцев обеспеченных и стабильных регионов. Подробности – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.
Сразу несколько страховых компаний, занимающих ведущее положение на рынке ОСАГО, – «АльфаСтрахование», «Ингосстрах» и «Росгосстрах» – подняли в мае тарифы на полисы ОСАГО в столице и Подмосковье примерно на 10 – 15%. Но у всех трех тариф в результате стал равен одинаковому числу – 4 118 рублям.
Это вызвало вопросы у общественников, заподозривших страховщиков в сговоре. И они – общественники – отправили жалобу в ФАС. Антимонопольное ведомство уже приступило к расследованию. Проблема лишь в том, что регламент Службы предусматривает рассмотрение таких процедур в течение одного месяца. После чего уже будут опубликованы выводы.
Эксперт страхового рынка, директор компании «Иншур Профи Консалтинг» Андрей Крупнов не склонен фиксировать подковерные игры на рынке.
КРУПНОВ: Если даже эти события произошли одновременно и решения были похожими, совершенно не факт, что это – сговор. Во-первых, тариф, к которому вернулись страховые компании, тот же самый, по которому они все работали до конца 2018 года, а именно – бывшая верхняя граница "тарифного коридора". А что касается совпадения по срокам, то, что эти 3 компании не только к одинаковому тарифу вернулись, но еще и примерно в одно и то же время это сделали, это можно объяснить тем, что все компании подводят итоги первого квартала плюс-минус в одинаковое время, и, опять же, плюс-минус одинаковое время им требуется, чтобы подготовить аналитику, рассмотреть ее на правлении и принять соответствующее решение.
Представители страховых компаний также отмечают: они сначала понизили тарифы в апреле, а уже затем, спустя месяц, после анализа экономических показателей, решили вновь их вернуть на прошлогодний уровень. Так что, по их логике, повышения не произошло.
Стоить заметить, что с начала этого года тарифы ОСАГО формируются по новому принципу. Он состоит из базовой ставки, которая может меняться вверх и вниз на 20%. В рублях это – от 2 746 до 4 942. Кроме того, учитываются 7 дополнительных коэффициентов: по территории использования машины, числу водителей, внесенных в полис, стажу, мощности самой машины и так далее.
Рассуждая о последствиях для водителей этой реформы, еще год назад президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс предположил, что для добросовестных водителей тариф даже снизится.
ЮРГЕНС: Скорее всего, он понизится, и если водитель действительно ездил всегда безаварийно и имел несколько коэффициентов «бонус-малус» (потому что он выписывался как на лицо, так и на машину или несколько машин), ему будет найден и установлен самый низкий из тарифов, и он год будет по нему ездить. То есть я предполагаю, что опытный водитель получит некую скидку.
Вероятно, на подобных допущениях и были основаны надежды тех, кто полагал, что реформа тарифов – путь к их неуклонному снижению. Наяву оказалось, что это не совсем так.
Мы прикинули: когда Центробанк еще только опубликовал проект изменений, в 2 847 рублей обойдется полис даже по самому дорогому – базовому – тарифу для жителя Москвы в возрасте 40 лет со стажем в 15 лет без аварий, вписанному в договор, допустим, вместе со своей второй половиной того же возраста и тем же стажем аккуратного и честного вождения. А вот человек с аналогичными исходными данными, проживающий в селе в Бурятии, допустим, или в Ингушетии, заплатит за полис 857 рублей.
Из этих раскладов вытекает еще одно подозрение общественников, с которым они обратились к антимонопольщикам, – что за счет регионов с более высоким уровнем жизни страховые компании стараются собрать побольше денег, дабы покрыть этим убытки в тех территориях, где люди за полисы платят скромные суммы. Руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев поясняет, что тариф обоснован финансовым положением клиентов, живущих в городе.
КНЯГИНИЧЕВ: Если бы в каких-то регионах были «дырки», то мы бы там максимально использовали "коридор". Территорий, где бы максимально использовали "коридор", пока нет. На максимум ни на одной территории мы еще не вышли. Мы стараемся отслеживать очень точечно, вплоть до городов: мы иногда принимаем решение в отдельном городе – например, понизить или повысить тариф. Поэтому здесь говорить о том, что одно заменяет другое... Понятно, что мы понижения и повышения стараемся сбалансировать, но говорить, что одно за счет другого – такого нет.
Что же произошло? Думается, некоторые страховщики, как видно, проанализировали свою экономику в первом квартале и приняли решение об изменении тарифа. Это они намерены делать и впредь, исходя из оценок рынка, добавляет Виталий Княгиничев.
КНЯГИНИЧЕВ: Мы «коридор» еще не задействовали, поэтому основные изменения все еще впереди, и пока больше было изменений вниз, чем вверх. Но статистика, к сожалению, говорит о том, что ситуация ухудшается, и я думаю, что планомерно мы будем двигаться, конечно, вверх. Но это не будет движение на максимум, это будет 5 – 10% где-то.
Единственное условие, которое страховщики намерены строго соблюдать, – не выходить за границы «коридора», установленного Центробанком. И тогда, как они полагают, никакие расследования антимонопольщиков им не страшны. Ну а насколько тарифные скачки действительно вызваны экономическими факторами – покажет отчет Центробанка за 1 квартал 2019, где будет точно указано, сколько страховые компании получили от клиентов по ОСАГО и сколько они выплатили пострадавшим в виде компенсаций.