Актуально В России исчезнут "обманутые дольщики"
• Накануне Владимир Путин на совещании с членами кабинета министров говорил о том, что в России нужно искоренить такое понятие, как "обманутые дольщики". Более того, как сказал президент, все финансовые проблемы должны взять на себя застройщики и государство, а не обычные граждане.
Комментирует вице-президент Российской гильдии риелторов Григорий Витальевич Полторак.
С 1 июля меняются финансовые отношения между застройщиками и дольщиками. Теперь дольщики по-прежнему вносят деньги, но эти деньги не идут компании-застройщику, а идут на спецсчета в банках. Это так?
Г. Полторак: Да, это так. Но это касается только новостроек или тех строек, которые находятся на ранней стадии строительства. А те стройки, которые завершаются, достраиваются, это касаться не будет. Они будут продолжать действовать по старым правилам. Наверное, в том числе и поэтому президент сказал, что порядок, скорее всего, удастся навести в ближайшие годы. В том числе и разобраться с огромным наследием – с уже существующими "обманутыми дольщиками".
А их много в России?
Г. Полторак: Кто же их считал! Потому что непросто их посчитать. Дело в том, что этот термин сам по себе некорректный. Есть разные "обманутые дольщики". Есть настоящие "обманутые дольщики". Это те, которых обманули мошенники. Думаю, что эту часть дольщиков, к сожалению, вряд ли удастся искоренить какими-то мерами, потому что мошенники есть во всяких разных сферах деятельности и, скорее всего, будут. Но это касается только тех людей, которые столкнулись с чистым мошенничеством. Собрали деньги, ничего не строили и даже не имели права строить. Поэтому мы их отодвигаем, это отдельная тема.
А вот то, что касается остальных проблем, то они возникали по двум причинам. Первая причина, она достаточно понятная, когда застройщик некомпетентно работал, попал в какую-то сложную финансовую ситуацию или неправильно выстроил маркетинговую программу, неправильно определил, что будет строить и для кого, и у него жильё не продаётся, он попадает в сложную ситуацию, банкротится, и люди не получают то жильё, за которое они заплатили. Это ошибки застройщика. И это одна часть "обманутых дольщиков".
И другая, очень большая часть "обманутых дольщиков", – которые образовались из-за проблем, связанных с властью. Неслучайно власть сейчас уделяет огромное внимание этой проблеме, у которой как бы два корня. Во-первых, социальная значимость. Понятно, что люди не просто потеряли тысячу рублей, доверив их какому-то фонду, очень часто они теряют единственное жильё и огромные суммы денег. Второй момент – как правило, в большинстве случаев сами власти виноваты в том, что проблема возникла.
Иногда это некомпетентные действия властей, когда неправильно оформлены договоры аренды, разрешение на строительство, нет обещанных коммуникаций, которые должны были быть построены за счёт финансирования местной властью. А вторая составляющая (очень большая) – она преступная, коррупционная. Когда в городе вдруг оказывается, как в тех же Сочи или Геленджике, полсотни незаконно построенных домов, понятно, что точно они не за ночь построены, значит, власти закрывали на это глаза и, скорее всего, не просто так.
И в этом плане принятое сейчас решение – это, по сути, признание, что власть на самом деле не справляется с регулированием этой отрасли и передаёт часть этого регулирования коммерческим структурам – банкам, которые безусловно будут кровно заинтересованы не в конце, когда проблема уже как нарыв взорвалась, а по ходу дела будут контролировать и принимать решения, потому что они своими денежками будут в этом участвовать.
Получается, что новая схема, когда дольщики вносят деньги на специальный счёт, открытый в банке, просто фактически их страхует, если что-то случится?
Г. Полторак: Конечно, им просто вернут деньги, то есть они не потеряют деньги.
Но не факт, что они получат квартиры?
Г. Полторак: Конечно. Но, чтобы было так, нужно тогда вообще запретить продавать непостроенное жильё, а продавать только готовое жильё, о чём иногда говорят, но я думаю, что сейчас к этому отрасль не готова.
Принятое сейчас решение – правильное. О нём давно говорили, и, слава богу, что наконец-то оно принято. Но оно не решает прошлых проблем. И вот с прошлыми проблемами, пока президент просто говорит и пока он не начнёт конкретно с руководителями регионов и городов решать этот вопрос и спрашивать с них, что сделано для того, чтобы устранить допущенные ими или их предшественниками ошибки, ничего пока не изменится. Вот здесь уж точно нужно власть брать за грудки и требовать решения проблем. Имею ввиду накопившиеся ранее проблемы. А то, что подобных проблем будет меньше сейчас, это безусловно.
Понятно, что люди хотя бы свои деньги не потеряют. Но ведь за банковский кредит нужно ещё платить. То есть, получается, что строительство, пусть не намного, но все равно станет дороже. Компании-застройщики изначально будут закладывать более высокие расценки для дольщиков, которых она будет привлекать на нулевом цикле?
Г. Полторак: Конечно. Но здесь всегда такие качели. С одной стороны, риск, а с другой стороны, цена. И чем меньше риск, тем выше цена. Это объективная ситуация, поэтому мне кажется, что то подорожание, которое произойдёт, будет точно небольшим. Я в этом уверен. Потому что этот рынок очень конкурентный на сегодняшний день.
Да, уменьшатся прибыли строительных компаний-девелоперов и немного поднимутся цены, но зато их будет намного меньше, и это нормально в таком ответственном деле, как покупка жилья.
Поскольку часть финансовых рисков будут брать на себя банк, то банк, когда к нему будет приходить девелоперская компания, будет тщательнее изучать документы и смотреть, есть ли коммуникации, есть ли документы на землю...
Г. Полторак: Да. И не только на начальном этапе, но и на всём протяжении строительства будет очень жёстко контролировать график строительства, расходуемые суммы, целевое расходование средств. И безусловно будет так, потому что банк тоже не хочет попасть в ситуацию, когда он потеряет деньги. Это очень важный момент. Подобная возможность была декларирована для дольщиков ранее 214-м законом, но фактически дольщики не в состоянии контролировать стройку, потому что они не компетентны, потому что им некогда этим заниматься, потому что они не умеют этого делать. В банке безусловно будут и уже есть специальные подразделения, которые знают, что такое сметное дело, что такое строительство, понимают расценки, понимают сроки выполнения работ и безусловно они юридически грамотные. Думаю. что сейчас порядка будет больше. Ну а с прошлым наследием нужно разбираться серьёзно.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.