Формула смысла «Китай 80-х – полный антипод СССР»
Персоны
Годовщина событий на площади Тяньаньмэнь. Переговоры России и Китая. Гость – ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин.
Ведущие «Вестей ФМ» – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Визит председателя КНР в Россию и переговоры, с моей точки зрения, не люблю всегда таких высоких фраз, но они имеют прорывной характер, мы об этом поговорим.
Но начать я хотел бы с другого: буквально на днях была 30-я годовщина событий на площади Тяньаньмэнь в Китае. Кстати, мы оцениваем и думаем справедливо, что это была развилка: Китай мог пойти дальше, грубо говоря, по советскому пути либо по альтернативному пути, который он, собственно, обрел. Это – отдельная тема.
Я сейчас хочу обратить внимание на другое, что сказал Майкл Помпео по поводу этой годовщины, потому что риторика, конечно, совершенно потрясающая: «Надежды США на построение в Китае открытого и толерантного общества не сбылись». Он также отметил, что «однопартийная система Китая не терпит инакомыслия, нарушает права человека всякий раз, когда это служит ее интересам». По версии главы Госдепа, «события в Китае на Тяньаньмэнь, завершившиеся 4 июня 1989 года, были героическим движением протеста... Мы призываем Китай освободить всех, кто удерживается за реализацию прав и свобод, прекратить произвольные задержания и отказаться от контрпродуктивной политики, которая сводит воедино терроризм и религиозное, и политическое самовыражение». Китайское посольство в США сказало, что это – «оскорбление китайского народа».
КАШИН: Да, это обычная риторика. Тут важное заявление Помпео о том, «что не оправдались надежды на построение в Китае демократического общества». Дело в том, что на протяжении очень длительного времени, вплоть до начала или даже середины 2010-х годов, базовой гипотезой для американцев, на которой они строили свою политику в отношении Китая, было то, что китайская политическая система рано или поздно трансформируется в желаемом для американцев направлении в силу структуры китайских экономических связей с внешним миром, процессов китайской экономики, ее общества. То есть китайская политическая проблема разрешит сама себя. Это странное убеждение, которое они обрели еще в 80-е годы, что рыночная экономика не совместима с однопартийной системой и с альтернативными какими-то политическими структурами. Оно полностью разрушилось только недавно.
Полностью слушайте в аудиоверсии.