Лейтмотив «В 21 зрелость есть, а ответственности нет!»

7 июня 2019, 14:05

Персоны

В Минздраве высказали мысль о возможности поднять возраст совершеннолетия до 21 года. Как скажется продление детства на всех сферах нашей жизни? Эту тему в эфире «Вестей ФМ» Руслан Быстров обсуждает с первым заместителем директора Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, доктором социологических Михаилом Чернышом, адвокатом Марией Ярмуш, психологом Светланой Колосовой и слушателями.

БЫСТРОВ: Михаил Федорович, если действительно возраст совершеннолетия поднимут в России до 21 года, к каким социальным последствиям это может привести?

ЧЕРНЫШ: Это может привести ко многим социальным последствиям. Прежде всего это выльется в законодательных коллизиях разного рода. Во-первых, мы знаем с вами, что в нашей стране молодых людей с 18 лет призывают в армию, а если они к этому времени будут несовершеннолетними, имеем ли мы право призвать их в армию? Это будет означать, по сути, что мы призываем в армию несовершеннолетних молодых людей. Это будет коллизия. Коллизией является и то, что в брак в некоторых регионах России смогут вступать только люди несовершеннолетние. Ну, по крайне мере, те, кто решил оформить свои отношения в раннем возрасте: некоторые с 16, некоторые с 18 лет. Это тоже будет коллизией в законах, коллизий между законами. И это, конечно, приведет к определенным осложнениям. Этим, конечно, не исчерпываются все сложности, которые придется решать по ходу дела.

Но все-таки люди в 21 год являются взрослыми, а если мы объявим их несовершеннолетними, то на них будет распространяться правовое законодательство, которое относится к труду несовершеннолетних, следовательно, мы не можем, например, полноценно загружать на работе. А почему мы не сможем этого делать? Ведь это будут люди, которые по сути дела к этому возрасту уже имеют высшее образование. Они имеют высшее образование, но не смогут полноценно трудиться на рабочем месте. Иным словом – сплошные коллизии, я не знаю, как это может быть реализовано!

* * *

БЫСТРОВ: Наш предыдущий эксперт говорил о том, что если повысить возраст совершеннолетия много возникнет юридических коллизий. Вы как адвокат их тоже видите?

ЯРМУШ: Конечно. Прежде всего, я вижу, что повышение возраста совершеннолетия отразится на правосознании молодых людей, потому что лишение их дееспособности до 21 года, сделает из нашей молодежи иждивенцев. Они будут требовать с родителей, чтобы их содержали до 21 года, обеспечивали их жильем, будут избегать ответственности за свои поступки.

* * *

БЫСТРОВ: Как психолог скажите нам, в каком возрасте современный молодой человек достигает психологической зрелости?

КОЛОСОВА: К сожалению, поздно. С одной стороны, с точки зрения психологического возраста, мы понимаем, что это уже за 20, это не в 16, не в 17. Но мы имеем еще один феномен: с точки зрения физиологии мы достигаем половой зрелости раньше, чем наши родители. То есть мы вступаем в гормональный бурный рост и развитие, начиная с 12, а то и раньше. И поэтому получается разрыв огромный. То есть человек внутри чувствует себя зрелым уже, он готов к отношениям, он готов к каким-то протестам, он готов к собственным мыслям, к смелым поступкам и решениям, а вот ответственность за это он еще не готов взять. То есть вроде зрелость личности, с точки зрения психологического параметра, еще не достигнута, и поэтому мы находимся в уникальном противоречивом состоянии.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Лейтмотив. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Лейтмотив

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация