Формула смысла «Вестернизация – инструмент для развития Японии»
Персоны
Технологическая и культурная модернизация Японии XIX-XX веков. Гость – историк, востоковед Александр Куланов.
Ведущие «Вестей ФМ» – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Я объявляю, в том числе и слушателям, что у нас по основным цивилизациям мира такие часы будут постоянными. И с Александром Кулановым мы, в частности, постоянно и регулярно будем говорить о японской цивилизации.
Мы договорились сегодня, что поговорим о том, как проходили японские модернизации XIX, а потом и ХХ века. И насколько справедливо говорить, например, как это пишут западные авторы, что произошла западнизация, или вестернизация Японии? Насколько она действительно произошла? И есть ли граница между технологической модернизацией и культурной модернизацией? Проникает ли одно в другое, в частности, на примере японского общества, японского социума, и как именно проникает?
Вот, преамбулу я закончил.
КУЛАНОВ: Хорошая преамбула! И тема красивая, тема непростая. С одной стороны, можно ограничиться каким-то очень простым резюме на эту тему: да, вестернизация прошла или нет, вестернизация не прошла. Или граница между ними пролегла там-то и там-то. Но есть у японцев поговорка, которую я очень люблю: «за обратной стороной скрывается обратная сторона». Чем хороша Япония – ее можно «растянуть» на много эфиров. Мы все время будем этот клубочек, шарик разворачивать то так, то сяк, и каждый раз нам Япония будет открываться с какой-то новой, иногда довольно неожиданной стороны. У нас медаль существует – у нее есть сторона лицевая, есть сторона оборотная. А у них медаль многогранная!
И, если говорить о вестернизации, то, с одной стороны, они произошли сначала в XIX веке, так называемая реставрация Мэйдзи, и весь период Мэйдзи, который последовал за ней. А потом – в середине ХХ века, после Второй мировой войны.
Строго говоря, когда наши люди – туристы, командировочные – приезжают в Японию, как правило, прилетают в основном в Токио, если только не с Дальнего Востока или не летят через Гонконг или Корею, попадая в Токио, они испытывают чувство жгучего разочарования, даже какой-то внутренней обиды от картинки, которая предстает перед их глазами. Потому что это совершенно не тот образ, который они ожидали увидеть: Токио не выглядит азиатским городом. И чаще всего его сравнивают с Америкой: где-то там похоже на Нью-Йорк, где-то там (видимо, у воды) похоже на Сан-Франциско – на что угодно, но только не на Азию! То есть внешне картинка страны уже не восточная, не экзотическая. Какие-то там рикши, гейши, самураи там есть, но вот от первого взгляда они скрыты.
Полностью слушайте в аудиоверсии.