Авторские материалы Алмазная афера века

10 июня 2019, 16:03

Персоны

В России задержана группа похитителей алмазов. Они украли у добывающей компании драгоценные камни на сотни миллионов рублей. Подробности преступной схемы не раскрываются. Однако известно, что в сговоре участвовала сотрудница «Алросы». Ей удалось вынести из стен предприятия бриллианты и необработанные камни общим весом 2000 карат. По словам экспертов, это – беспрецедентный случай. Сотрудников алмазных компаний проверяют даже в самых интимных местах. Шансы украсть что-либо на работе близки к нулю. Как охраняют российские алмазы – в сюжете обозревателя «Вестей ФМ» Валерия Емельянова.

Месторождение алмазов – очень закрытое место, попасть туда так же сложно, как, например, на урановый рудник. Открытым способом камни добывают все реже, чаще это делают в закрытых шахтах, то есть в строгих режимных объектах. Но даже если вы окажитесь там, имея допуск по работе, например, то вероятность наткнуться на драгоценный камень ничтожно мала. В местах добычи только грузят породу, содержание алмазов в которой редко превышает 10 карат на тонну. За сутки там проходят тысячи тонн. Груду необработанных алмазов можно увидеть на обогатительном заводе, где породу дробят, моют, просеивают и просвечивают. Но и там руками с камнями не контактируют – все происходит в машинной зоне. Лишь в лаборатории, на ручной сортировке, подключаются люди, которые теоретически могли бы взять себе один-другой алмаз. Но на практике это нереально. Даже алмазные крупинки – все на учете, а сотрудников перед проходом в рабочую зону раздевают и сканируют. Комментирует эксперт-геммолог Роман Ликинов.

ЛИКИНОВ: Практика такая с давних времен существует, за рубежом в том числе. Это так называемый голый режим, который позволяет максимально подробно исследовать человека, находящегося в контакте с алмазным сырьем.

Многие специалисты по камням не без гордости говорят, что в России создана лучшая в мире система надзора за оборотом алмазов. Не только на предприятиях, но и в Гохране, например, где измеряют и оценивают все средние и крупные алмазы ювелирного качества. С начала этого века в стране зафиксировали всего несколько случаев, когда из системы учета пропадали камни, да и то это было не совсем воровство, а подмена. Например, одно предприятие обвиняло другое в том, что их алмазное сырье при обработке заменили на чуть менее качественное, то есть более дешевое. Причем после таких заявлений не было ни опровержения, ни уголовных дел.

Еще одна странная история произошла лет 15 назад, когда в Якутии сезонный рабочий сумел вручную накопать себе в породе несколько драгоценных камней, но благодаря видеокамерам его быстро вычислили. Но вот так, чтобы камни выносили из лаборатории или мастерской, причем у самой «Алросы», – это нонсенс, соглашается операционный директор компании «Небо в алмазах» Никита Поклад.

ПОКЛАД: Это вопиющий случай для лидера алмазодобывающей компании. Данная информация уже появилась на официальном Telegram-канале «Алросы», где сообщили, что у сотрудницы были сообщники. Скорее всего, был сговор с представителем службы безопасности. Хочется искренне надеяться, что руководство «Алросы» предпримет максимальные усилия для того, чтобы подобные случаи не повторялись.

Ключевой вопрос алмазной аферы – что потом делать с необработанными камнями. Работать с неучтенным сырьем запрещено законом – ни один ювелир не возьмется за это. Найти покупателей на алмазы без документов также очень сложно. Поэтому в якутской истории, где у похитителей нашли алмазное сырье, готовые камни и деньги от продажи, – очень много необычного. Втроем такую схему провернуть почти невозможно. Камни нужно куда-то вывозить, а это еще и подразумевает обман пограничного контроля, что сильно усложняет схему.

В последнее время на российском рынке алмазов больше всего подмены идет из Китая через Армению. В России не раз задерживали людей с «грязными» камнями, приходившими именно оттуда. В новом деле о хищении 2000 карат у «Алросы» фигурирует как минимум один из граждан Закавказья, что может указывать на то, что камни похищали с целью замены их потом на азиатскую «синтетику». Этот рынок настолько закрытый, что сказать наверняка, как они легализуют алмазы, почти невозможно. Продолжает Роман Ликинов.

ЛИКИНОВ: Продумать это можно наверняка. Мы живем в эпоху капитализма. Создать любую схему – не проблема. Но если мы говорим о каком-то массовом объеме, значит им удалось найти варианты. В том числе с реализацией обработанных алмазов, а не самого сырья. Но оговорюсь, что я не представляю, какие технические возможности были у этих людей.

Членам группировки, которая похищала алмазы, грозит до 7 лет лишения свободы. Если у них обнаружатся подельники – будь то ювелир, курьер или охранник – все они тоже пойдут под суд по той же статье. Женщину, которая выносила алмазы, обвиняют еще и в краже в особо крупном размере, а это – до 6 лет тюремного заключения.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация