Актуально Первым делом самолёты... Самолёты?
Генеральный директор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов, отвечая на вопрос корреспондента РБК на брифинге в Петербургском международном экономическом форуме, который недавно завершился в северной столице, допустил возможность создания в России большой авиастроительной компании по примеру "Эйрбас" или "Боинг". Это может произойти в результате соединения, объединения, слияния "Вертолётов России" и Объединённой авиастроительной корпорации.
Комментирует исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Константинович Пантелеев.
Такое объединение подразумевает, что нужен будет капитал, какие-то иностранные инвесторы. Откуда вдруг взялась идея об объединении двух крупнейших авиастроительных предприятий?
О. Пантелеев: Само по себе это обсуждение имеет достаточно длительную историю. И впервые об этом было заявлено отнюдь не в текущем году. Самая большая проблема была связана с тем, что у холдинга "Вертолёты России" есть иностранный акционер, позицию которого по вопросу объединения холдинга с Объединённой авиастроительной корпорацией, естественно, нужно было учитывать. И он был, мягко говоря, не в восторге от такой возможности.
Почему?
О. Пантелеев: Финансовое положение Объединённой авиастроительной корпорации было не блестящим. Сейчас, как известно, корпорация передана в состав "Ростеха", и поэтому "Ростех", опять же со слов господина Чемезова, проведёт тщательный аудит финансового положения ОАК, выработает меры, как это финансовое положение улучшить, и, когда речь пойдёт об объединении двух компаний, чьё финансовое положение не будет вызывать сомнений, разговаривать с текущим акционером "Вертолётов России" будет гораздо проще.
Кроме того, встаёт вопрос и о том, что у объединённой компании будет достаточно серьёзный гражданский сегмент. В их продуктовой линейке большое количество гражданской авиатехники, в том числе "Суперджет", МС-21 и ряд вертолётов. Всё это вместе создаст предпосылки для привлечения инвесторов, и здесь уже не будет ограничений, в том числе с точки зрения привлечения международных инвесторов, о чём опять же заявляет руководство "Ростеха". Пока ключевой вопрос – это финансовая устойчивость ОАК.
Последнее трагическое происшествие, когда погибло несколько десятков человек в аэропорту "Шереметьево" при жёсткой посадке "Суперджета", может каким-то образом "испортить" настроение иностранным инвесторам, которые, может быть, раньше планировали вложить деньги в такую объединённую компанию, а сейчас некоторым образом задумываются, а надо ли им это делать? Репутация ОАК, которая производит самолёты "Суперджет", сильно пострадала?
О. Пантелеев: Полагаю, что об этом до окончания расследования судить беспредметно, но можно констатировать, что гораздо более серьёзным вызовом является то финансовое положение, в котором сегодня находится компания "Гражданские самолёты "Сухого", и то, какие отзывы, в том числе не всегда благожелательные, есть о самолёте. Если решить эту проблему, то я полагаю, что и настроения инвесторов заметно улучшатся.