Актуально "Актуально. Итоги недели"
А. Пилько: Эта история продемонстрировала, что в России всё-таки есть гражданское общество. И, столкнувшись с тем, что факты говорили о том, что возможно всё это было сфальсифицировано, общество бурно отреагировало, был беспрецедентный общественный протест, который поддержало медиасообщество. Хорошо, что всё так закончилось. Да, в стране есть гражданское общество, но у нас много, над чем есть поработать в плане пересборки целого ряда государственных структур, в плане совершенствования судебной системы. Потому что, если бы не было столь мощного общественного резонанса, Иван Голунов был бы сейчас в тюрьме.
Мы понимаем, что подобный случай не единичный. У нас есть проблема с тем, что зачастую правоохранительные органы, пытаясь добиться какого-то результата, по разным причинам подбрасывают наркотики, поэтому необходимо не останавливаться и делать работу над ошибками.
Полиция – это де-факто лицо государства, с которым граждане сталкиваются очень часто. Полицейский должен быть тем человеком, к которому гражданин в сложной ситуации без опасения моментально обратился бы за помощью.
Если отбросить всю лирику и вернуться к технологическому аспекту, можно сказать, что полиция – это сервисная услуга. То есть, граждане платят налоги и за это получают обеспечение своей безопасности через полицию, а обеспечение безопасности внешних границ – через армию.
Полицейский – это не власть, а сервис. Полиция – институт, который занимается обеспечением общественной безопасности.
Но у государства есть эксклюзивное право на насилие, и оно реализуется через силовые структуры…
А. Пилько: Правильно. Но это право на насилие делегируется государству народом. По Конституции, народ России – это тот, кто осуществляет власть. Он делегирует ряду государственных институтов права. Но может эти права и отобрать, выбрав другие государственные институты. Это нормальная практика.
С чем мы сейчас столкнулись? Мы увидели, что общество, несмотря на все реформы, не доверяет полиции. И если бы Иван Голунов не был журналистом, а был бы обычным человеком, он бы уже сидел в тюрьме.
И. Шатров: И это, наверное, самая большая проблема.