Авторские материалы «Щукин. Биография коллекции»: наследие, которого хватит на тысячи лет и десятки музеев
Персоны
От «старых мастеров» до постимпрессионистов: выставка «Щукин. Биография коллекции» открылась в ГМИИ им. Пушкина. Диковинные шкатулки и вазы, полотна классиков XVII века соседствуют с шедеврами Моне и Мане. В отдельных залах представлены редкие картины Гогена, Пикассо и Анри Матисса. Одна из целей выставки – рассказать о судьбах знаменитых коллекционеров через холсты великих художников. Экспозицию посмотрела корреспондент «Вестей ФМ» Анна Владимирова.
С одной стороны – диковинные таитянки Поля Гогена, с другой – эксцентричный «Танец» оранжевых фигур Анри Матисса – полотна, любовно хранимые Сергеем Щукиным. А между ними: старинные часы, фарфоровые чайницы, кубки, шпаги из собраний Петра Щукина, иконы XV века и редкие картины «старых мастеров» из коллекции Дмитрия Щукина, шедевр Эль Греко «Кающаяся Мария Магдалина», купленный Иваном Щукиным в Париже. Художественного наследия 4 братьев хватит на тысячи лет и десятки музеев. Рассказывает один из кураторов выставки Алексей Петухов.
ПЕТУХОВ: Семейство Щукиных собою представило все пути развития коллекционирования, кроме, пожалуй, одного – того, что было представлено Павлом Третьяковым. Старший брат Петр собирал русские древности, восточные реликвии, старинные книги. Дмитрий Щукин – тихий интеллектуал, настоящий ученый-коллекционер, знаток старых мастеров. Богемный Иван – человек, который оставил Россию, переселился в Париж, он покупал там картины. Ну и, наконец, – блистательный Сергей Щукин.
Он был торговцем текстилем и имел точное чувство прекрасного. Менее чем за 20 лет Сергей Щукин приобрел около 300 полотен. Его знаменитый дом в Знаменском переулке уже при жизни мецената стал похож на музей, говорит директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
ЛОШАК: Сергей Щукин, как мне кажется, просто главный коллекционер XX века, а может быть, не только XX. Человек, который кровно связан с нашим музеем. Его дом – по-прежнему одинок. Одинок без кабинета Сергея Щукина, где висело 50 работ Пикассо, одинок без розовой матиссовской гостиной, где было 38 работ. Одинок без лучших на свете Моне, Сезанна, без «иконостаса» Гогена.
Сергей Щукин начинал собирать коллекцию с импрессионистов. В Париже на рубеже веков это было выгодным вложением – французские буржуа отличали Моне и Мане и при случае давали за их картины хорошую цену. А вот в России про «живопись – впечатление» еще мало кто слышал. Щукин сыграл роль просветителя. Позже он удивил публику экзотическим Гогеном и познакомил с нарушителями законов классической живописи – Пикассо, Матиссом. Продолжает Алексей Петухов:
ПЕТУХОВ: Он преодолел границы своего поколения. Из поколения рожденных в середине XIX столетия практически никто не собирал Матисса, Пикассо, Дерена. О них говорили, ими восхищались люди почти на 20 лет младше, тогдашние 30-летние, например, поэт Гийом Аполлинер. Это среда людей, которые составляли дружеский круг того же Пикассо, Жоржа Брака, Дерена. И коллекционеры, которые покупали этих мастеров, были тоже людьми достаточно молодыми.
Щукин поддерживал художников, покупая их полотна. А картины порой спасали его самого. Гогена он приобрел в страшный период – когда по очереди потерял жену, сына и брата. Мистические полотна стали спутником трагедии и помогли меценату «уйти» в искусство, а не в черную дыру депрессии. В начале 10-х годов Щукин влюбляется в творчество Анри Матисса и заказывает ему панно для своего особняка. Полный экспрессии и цвета, «Танец» не принял даже богемный Париж. Но Щукин сохранил картину. С этого момента его бытовое коллекционирование превратилось в мессианство.