Формула смысла «Справедливость начинается с идеи права»
Персоны
Философский час. Что означает для нас справедливость? Гость – философ, член Зиновьевского клуба и Российского союза писателей Тимофей Сергейцев. Ведущие «Вестей FM» – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Доброе утро, Тимофей!
СЕРГЕЙЦЕВ: Доброе!
КУЛИКОВ: Ну, у нас как всегда философский час с тобой, и я не скрываю от слушателей, что я выступил в этом смысле авантюристом и предложил Тимофею обсудить прежде всего такое понятие, которым мы всё время оперируем, не скажу, пользуемся. Вообще не понятно, что у нас происходит с этим понятием, но слово важное для нас, мы всё время к нему обращаемся. Это слово звучит как справедливость. Мы всё время говорим: «Ключевое для нас слово. Ключевое для нас понятие». А вот хотелось бы как-то разобраться, а что, собственно, имеется в виду?
СЕРГЕЙЦЕВ: А что в нём ключевого, вообще? ну, к чему оно ключом-то является? Какой замок им открывается?
КУЛИКОВ: Ну, вроде как бы это же… Справедливость – это ведь, понимаешь, это то, до чего Платон 2000 лет назад дошёл. Справедливость есть благо. Благо как объемлющее понятие, а справедливость – это внутри блага. Благо – это хорошо, а внутри этого хорошо есть справедливость. Чтобы было хорошо, должна быть справедливость.
СЕРГЕЙЦЕВ: Это очень запутанно. Платон дошёл прежде всего вот до чего: что не может быть одно действие одного человека справедливым или несправедливым. Поступок. Справедливым или несправедливым может быть только общественное устройство. Вот в этом главный тезис Платона. Не можешь быть ты справедлив или я справедлив сам по себе, а только в том случае, если мы следуем некоторым принципам, которые являются общими для всех. Вот только в этом случае. Но никакой тайны в этом понятии нет. В конечном счёте это юстиция, право. И, кстати, в этом качестве как только к кому-то применяют справедливость, он может быть очень недоволен этим, потому что окажется, что он нарушил чужие права или у него нет своего права на что-то. Он почему-то думал, что есть. Вот.
У нас в нашей истории словоговорение, прежде всего, использование этого слова. Есть конечно свои «родовые травмы», так скажем, потому что… Ну, это есть такое расхожее мнение или привычка даже к употреблению этого слова, заключающаяся в том, что, якобы, у нас есть какое-то особое, русское понятие справедливости, или привычка к справедливости или традиция справедливости она, дескать, противостоит праву и правовой культуре. Это неверно. Это неверно. За справедливостью, если мы начнём в этом разбираться, до всякого распределения там материальных благ ещё возникает другой вопрос. Вот один человек убил другого, что делать после этого? Восстанавливать справедливость.
КУЛИКОВ: И наказать того, кто это сделал.
СЕРГЕЙЦЕВ: Ну, вот смотри. До наказания есть ещё другие, более естественная, так скажем, реакция. Отомстить, например, за убийство. Семья или род того, кого убили, будет мстить тем, кто убил.
Полностью слушайте в аудиофайле.