Авторские материалы Небезопасные развлечения: как проверяют аттракционы в России

24 июня 2019, 16:28

Персоны

Насколько надежны разнообразные аттракционы в многочисленных парках по всей России? После инцидента в парке Сокольники, где трое детей получили травмы, начата очередная проверка в столице. Небезопасные механические развлечения до недавнего времени поступали в нашу страну отовсюду. А сейчас предостаточно объявлений об их перепродаже. Ресурс прочности агрегатов, которые приносят немалые деньги своим владельцам, оценивал обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.

На аттракционах можно легко и быстро заработать. Поставил карусель или батут в парке или на оживленном месте возле торгового центра (а так тоже часто бывает), включил в розетку – и "собирай кассу". Купить такое устройство несложно, рассказал нам первый вице-президент Российской ассоциации парков и производителей аттракционов Игорь Родионов.

РОДИОНОВ: Чаще всего аттракционы приобретают частные компании, муниципальные парки. Откуда они поступают? Сегодня ограничений серьезных нет. Преимущественно аттракционы в России эксплуатируются российского и европейского производства. Конечно, китайских аттракционов стало много. Если говорить о европейском производстве, то у нас из Италии аттракционов достаточно много. Вот этот аттракцион из Сокольников – он, пускай даже в Белоруссии собран, но на самом деле – итальянско-белорусский. То есть изначально итальянский производитель разработал эту модель «Колобка» под русские народные сказки.

Спрос выходит таков, что иностранные изготовители вводили у себя целые линейки, чтобы по стилю они были знакомы и привлекательны посетителям российских парков.

Однако так было до недавнего времени. Эксперты этого специфического рынка замечают, что привоз новых аттракционов в Россию резко замедлился. Во-первых, во многих муниципалитетах стали серьезно заниматься земельным вопросом, во-вторых, концепции парков меняются – с зоны скоростного механического веселья на горизонталях и вертикалях их переводят в прогулочные тихие территории. А еще и ужесточился контроль. Новый технический регламент требует тщательной проверки безопасности перед выдачей обязательного сертификата, говорит руководитель Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений Роман Романов.

РОМАНОВ: Вся продукция, поступающая на территорию России категории «опасные», то есть РБ-1 – должна иметь сертификат. Продукций категорий РБ-2 и РБ-3 должна иметь декларацию. Соответственно, все ввезенные аттракционы с 2018 года проходят процедуру сертификации и декларирования. Это – обязательное условие. Других аттракционов просто не поступает.

РБ – это категория рисков для безопасности. Чем сложнее и экстремальнее аттракцион – тем меньшая цифра значится в его документации. И проверка при поступлении в страну, судя по словам Романа Романова, ведется серьезная. Но немало остается – особенно в парках небольших городков и в так называемых передвижных луна-парках – устройств, которые были ввезены в Россию давно. Их владельцы в свое время не были загружены различного рода требованиями. Оценить в общей массе рынка их можно примерно в 25%. Это то, что использовалось где-то за рубежом, а потом – за бесценок было доставлено в нашу страну.

Для них, по идее, должен существовать регулярный надзор. И он вроде бы есть. Примерно в каждом третьем российском регионе технические инспекции устраивают ежегодные проверки. А с этого года эти проверки должны быть повсеместными, но таковыми не стали, замечает Игорь Родионов.

РОДИОНОВ: Единственная проблема на сегодня – там, где надзора не было, к сожалению, нет пока еще федеральных правил. То есть у нас определили, что аттракционы надо проверять, но правил этой проверки до сих пор нет. Поэтому в большинстве регионов органы надзора проверять аттракционы не могут, потому что у них нет документа – как им это делать. И этот документ должен был выйти в январе, но до сих не выпущен. Там же, где надзор был до этого – проверяют по старым положениям.

На сайтах частных объявлений можно найти предложения о продаже или сдаче в аренду различных аттракционов. Вот одно из них: "Карусель на 36 кресел. Китайского производства, новая, в упаковке – растаможена и доставлена в Россию". Все документы, по словам владельца, есть. Вот цитата из текста: «Уже договорено и оплачено с центром сертификации по изготовлению декларации после монтажа и тестирования аттракциона. Поможем с монтажом от доставки до полного ввода в эксплуатацию». Иными словами – "все под ключ". Цена – 7,5 млн рублей.

Кстати, при стандартной цене даже в 100 рублей за 3-минутный сеанс катания за час – с учетом загрузки на 2/3 – карусель приносит до 40 000 рублей. В летний день – до 300 000. В выходные – больше. По существу в крупном посещаемом парке она окупит себя за месяц – с учетом всех накладных расходов.

А вот технические данные карусели – диаметр в рабочем состоянии, разлете – 15 метров. Скорость – 14 оборотов в минуту.

Несложно посчитать, что реальная скорость вращения – 40 км/ч. Родители, которые тщательно пристегивают детей в автокреслах, тем не менее, вряд ли исполнены сомнений, размещая свое чадо на сиденье на цепочках с немалой центробежной силой.

Но в каждом объявлении значится, что сертификат на аттракцион есть. По регламенту – копия документа должна быть у оператора машины. Потратьте пару минут – найдите в смартфоне «Реестр сертификатов Росаккредитации» и внесите туда номер документа. Вы все узнаете об этом аттракционе, если, конечно, его сертификация производилась. Если нет – лучше сразу звонить в полицию, чтобы потом не пришлось вызывать скорую.

И еще – практически все подобные карусели, даже абсолютно исправные и проверенные, лихо вращаются в парках на голом асфальте. Хотя в том же техрегламенте есть такой абзац: «Эксплуатант должен оборудовать зону приземления смягчающим, упругим или амортизирующим покрытием для исключения травмирования детей при падении с аттракциона».

Кто-нибудь видел вокруг каруселей высокий круговой барьер из мягкого и толстого поролона на случай, если центробежная сила вдруг окажется сильнее стальных цепочек?

Проблемы с аттракционами возникают даже при самой, кажется, безопасной категории – РБ-4 – техрегламент не требует для них никаких документов. Так, 30 мая в Улан-Удэ порывом ветра перевернуло надувной батут. Просто владельцы не удосужились крепко привязать его. Четверо детей получили тяжелые травмы – их отправили в реанимацию, еще один – попал в отделение травматологии. Притом незакрепленная конструкция вообще не должна была находиться на площадке перед торговым центром. Считанные метры батут не долетел до оживленного проспекта, где дети могли оказаться и под колесами проезжающих машин. В течение нескольких дней после этого полиция и техническая инспекция проверили в столице Бурятии еще 10 подобных надувных аттракционов. В положенном месте, надежно закрепленным и со всеми документами из них был выявлен только один.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация