Актуально Госсовет по развитию дорог
Предполагается обсудить создание региональных центров мониторинга стоимости строительных материалов, рост эффективности госэкспертизы автодорожных проектов, внедрение механизмов повышения сохранности региональных трасс. Ощущение, что основной упор на Госсовете делается на том, сколько стоят дороги и как регионы в этом деле "химичат".
М. Блинкин: Все перечисленные моменты из повестки Госсовета абсолютно реальные. Понятно, что нужно знать, сколько стоит дорога. Стоимость любого фабричного изделия определить проще, достаточно сравнить его цену у нескольких поставщиков. Рынок всегда подскажет, сколько оно стоит. И не важно, что это: автомобиль, телевизор и т.д. С дорогами всё не так. Двух одинаковых дорог не существует ни в природе, ни в мире. Справедливая цена сооружения километра данной дороги в четыре или в две полосы движения, сколько он стоит, зависит от массы параметров. Проблему приведения в порядок ценообразования и контроля за тем, сколько стоит дорога, решали все страны миры. Россия здесь действует не в одиночку. Мы не самые глупые. Это абсолютно реальная проблема. И то, что этим озаботились на самом высоком государственном уровне, это хорошо. С точки зрения профессионального сообщества, слава богу, что команда на эту тему с самого верха пошла. И это правильно.
Потому что у дорожного строительства всегда есть две стороны. Общественность подозревает, что дорожные деньги украли, а дорожники часто говорят, что на те деньги, что им выделили на дорогу, можно только маленькие ямочки заделать, что их вообще ни на какой ремонт не хватит. Поэтому вместо всей это перебранки надо создать нормальные региональные системы мониторинга.
В каждом регионе строительство километра дороги стоит очень по-разному. Например, для строительства приличной дороги нужен гранитный щебень хороших гранитных пород (базальтовый гранит). В Коми или в Карелии гранит – общераспространённое полезное ископаемое. В какой-нибудь счастливой Италии на старинной дороге вообще базальтовые плиты лежат и ничего не стоят, их надо было просто рабам или солдатикам перетащить с места на место. А если вам в Подмосковье нужен гранитный щебень, его нужно везти издалека, например, из той же Карелии. В этом и заключается региональная разница в ценах. Кроме того, есть масса других вопросов: от цены труда (по регионам России по-разному труд стоит) до самой острой сегодня компоненты всех дорожных затрат – стоимости битума. Бравые отечественные нефтяные компании, как только почувствовали, что по линии федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации выделяются большие деньги на дороги, а дороги невозможно строить без битума, так сразу у них цена битума дорожных сортов подросла где на 20 процентов, где – на 30 процентов, где ещё больше. Это жесточайшая, острейшая проблема. Это всё суперактуальные вещи, решения которых ждут миллионы людей. Да, в отрасли работают десятки и сотни тысяч человек, а дорогами пользуются все. То есть, это касается каждого. Я, например, понимаю, что мне нечем платить своим рабочим и у меня пропадает строительный сезон, а мой сосед говорит, что ему плевать на строительный сезон, но на дорогах ямы. И то, что эта проблема рассматривается на таком высоком политическом уровне, это очень хорошо. Дорожники ждут этих решений.
Мы всё время говорим о новых технологиях в отраслях промышленности. Но мы практически ничего не говорим про новые технологии в автодорожном строительстве. Хотя можно вспомнить попытку Кости Цзю внедрить технологию, которую он видел в Австралии, при строительстве российских дорог, но у него ничего не получилось. Сейчас есть какое-то движение? Есть ли какие-то новации в этой сфере?
М. Блинкин: Я с огромным уважением отношусь к боксёру К. Цзю и его австралийским наблюдениям, но всё-таки переносить технологии из других стран и континентов желательно на профессиональной основе. Это первое. Второе. В технологиях дорожного строительства в последнее время произошли очень серьёзные изменения. И там, где есть регулярное финансирование, а в федеральной сети оно есть, как и у московских дорог, можно посмотреть, какую систему машин используют, какие микровключения есть в асфальтобетонных или цементно-бетонных смесях. Сейчас многие технологические вещи абсолютно востребованы в дорожном строительстве. Можно сказать, что в этом вопросе российская дорожная отрасль совсем не является отстающей. Российские инженеры-дорожники, если они немного знают английский язык, с лёгкостью находят себе работу в любой стране мира. В отличие от людей многих других специальностей. Как только появляется серьёзное финансирование, а, к сожалению, оно государственное, потому что частных денег в дорожном строительстве очень мало, найти у нас квалифицированных инженеров, технологов, как и понять, что сегодня в тренде, что сегодня в повестке, какие современные технологии, в России можно. Мы не очень в этом отстаём.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.