Актуально Смена главы Ингушетии
• Комментирует координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Юрьевич Скаков.
Что-то известно про М.-А. Калиматова, кроме его кратких биографических данных?
А. Скачков: По крайней мере, компромата на него нет. В чём-то обвинить его сложно.
Какой у него опыт работы? Какие у него есть или нет связи в республике, потому что это довольно важно?
А. Скачков: Какое-то время он работал в Ингушетии. Это было в середине 2000-х годов. Но большую часть времени он проработал не там, а в Самаре. А связи у него там есть, и родственные связи, а также есть знание ситуации в Ингушетии. Это маленький регион, там все всё знают, поэтому знать не сложно.
С чего М.-А. Калиматову придётся начинать? Потому что Ю.-Б. Евкуров ушёл, извинившись перед ингушским народом, попросив, чтобы его простили.
А. Скачков: Ю.-Б. Евкуров просто не выдержал давления. Видимо, сам по себе он человек честный, но не политик. Сначала ему удалось что-то сделать в Ингушетии, добиться какой-то стабильности там. По крайней мере, ушли в прошлое массовые похищения людей, стало гораздо меньше терактов. Но, вообще, это общая тенденция для всего Северного Кавказа, а не только для Ингушетии. А вот потом он не смог добиться консолидации местной региональной элиты. Там случился раскол в элите, и он не смог его преодолеть и не смог контролировать некоторых местных зарвавшихся чиновников или просто жуликов. Конечно, люди это видели, поэтому отношение к нему было связано не только с его проколами и неумением довести свою позицию вовремя до людей, а именно с расколом в местной элите.
Вопрос: может ли М.-А. Калиматов объединить ингушскую элиту? В Дагестане тоже пытались решить проблему консолидации элиты, ставя во главе республики различные местные кадры. Но ничего не получалось. В итоге поставили Васильева, как раньше ставили генерал-губернаторов на Кавказе, из центра. Ингушетии тоже нужен был человек, который имеет связи в республике? Или в такой сложной ситуации действительно может быть было лучше поставить человека из центра?
А. Скачков: Дагестан и Ингушетия – всё-таки разные регионы. В данном случае М.-А. Калиматов одновременно и человек из центра, он всё-таки больше как бы варяг получается, но, тем не менее, он имеет связи в самой Ингушетии. Это, конечно, не Васильев, другой случай. Ну и, конечно, надо понимать, что огромный Дагестан с его этнической мозаикой, с массой противоречий внутри самой республики: и клановых, и межэтнических, с его массой проблем и маленькая Ингушетия, где все всех знают, – это совершенно разные регионы. Поэтому здесь общего стандарта, общего подхода быть, наверное, и не может.
Будет ли и дальше внутренний раскол политической элиты в Ингушетии выводить людей на улицы? Или люди замрут и будут смотреть, что можно ожидать от нового человека?
А. Скачков: Думаю, что какая-то пауза будет неизбежно. То есть, люди будут ждать, что будет завтра, сможет ли М.-А. Калиматов добиться изменения ситуации. Поэтому у него есть некоторое время на раскачку, на освоение ситуации, на разбор полётов и т.п. Конечно, очень важно, чтобы он сумел создать то, чего не смог сделать Ю.-Б. Евкуров, а именно: свою команду во власти. Сможет ли это сделать М.-А. Калиматов, можно только гадать.
Эксперты говорили, что ещё одной проблемой у Ю.-Б. Евкурова было то, что центральная власть не демонстрировала его активной поддержки. Это действительно так важно на Кавказе?
А. Скачков: Вообще, она его поддерживала. И поддерживала до конца. Активно или не активно, вопрос другой. Конечно, Ю.-Б. Евкуров в этом смысле проигрывал Р. Кадырову. По вопросу границы между Ингушетией и Чечнёй, не кто его выиграл: Чечня или Ингушетия, по этому поводу есть разные мнения, но если брать личностные состояния, борьбу двух лидеров – Р. Кадырова и Ю.-Б. Евкурова, конечно, Ю.-Б. Евкуров проиграл. А на Кавказе, как понимаете, проигравших не любят.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.