Картинка

Актуально Правительство займётся теми, кто тормозит нацпроекты

3 июля 2019, 12:12

Как сказал Дм. Медведев, речь идёт об умышленном срыве торгов. Люди умышленно демпингуют и тем самым срывают торги. Как это происходит? О чём вообще идёт речь?

А. Петропольский: Действительно национальные проекты складываются из огромного количества торгов на выполнение совершенно различных подрядов. Эти торги, как правило, проводятся на понижение цены. И недобросовестные конкуренты создают компании-однодневки для того, чтобы дать себе шанс ещё раз выйти на торги. Технически это выглядит так. Допустим, я хочу для своей "белой" компании выиграть торги. Но в то же время я понимаю, что у меня есть конкурент, который тоже хочет выиграть торги, и, возможно, он сможет дать цену ниже, чем я. Я завожу ещё одну, аффилированную с мной компанию, которая по факту является компанией-однодневкой. И она в свою очередь занижает цену ниже себестоимости, по факту торги выигрывает, но просто оказывается неспособной контракт исполнить. Никакой работы и деятельности не ведёт. И торги проводятся технически второй раз. Да, у этой компании сгорают какие-то вступительные деньги, и то не всегда, поскольку часто банковские гарантии на это берутся. После этого технически торги считаются сорванными. И зачастую это делается на одних и тех же торгах по пять раз. По факту сроки выполнения проекта затягиваются даже не на месяцы, а на годы.

У меня всегда возникал вопрос о целесообразности ведения торгов на понижение, потому что это открывает подобные перспективы для недобросовестных участников торгов. Никому ещё не приходило в голову хотя бы ввести нижнюю планку отсечения? Посчитать, какой может быть минимальная себестоимость, и если кто-то уходит за эту планку, просто выкидывать его с торгов в виду явного мошенничества?

А. Петропольский: Для этого у нас есть арбитражные суды, и есть ФАС. Но это всё идёт в рамках гражданских процессов. По факту компании бросают, и ответственности никто не несёт. И то, о чём говорит премьер, это как раз привлечение к ответственно реально аффилированных лиц с этой компанией. Должностные лица, кто подобным занимается, должны нести реальную ответственность.

На сегодня процедура того, как оспорить такие торги, даже по заниженной цене, существует. Если компания выиграла, то через ФАС можно оспорить данные торги. И это один из инструментов, которым пользуются не чистые на руку предприниматели. Кто-то делает чисто через технические компании, а кто-то – через ФАС.

Получается палка о двух концах. С одной стороны, действительно можно сказать, что это были мошенники, и оспорить итоги торгов. С другой стороны, действительно мошенники могут оспаривать твою совершенно честную победу. Однако Дм. Медведев заговорил даже об уголовной ответственности. А в России есть какие-то законы, которые позволяют это сделать?

А. Петропольский: Есть закон о картельном сговоре. Но доказательную базу собрать, что действительно был некий сговор, что действительно компании были афиллированными, очень сложно. В своей практике я сталкивался с единичными случаями, когда действительно дело доводили до возбуждения и до суда. Как правило, всё заканчивается тем, что выносится некое решение либо административный штраф, который никто не платит, а компания просто ликвидируется.

Уж коли речь идёт о том, чтобы искать конечных бенефициаров этих компаний-однодневок, люди же не на свои паспорта эти компании-однодневки регистрируют, как правило. Как хотя бы идея обсуждается то, что из этих людей, если они определены, просто составлять "чёрные" списки, чтобы у них не было на какое-то время даже доступа к торгам?

А. Петропольский: Опять же у ФАС есть такие инструменты, и он имеет право заблокировать компанию на три года от участия в торгах. И этот инструмент применяется. Но опять же он малоэффективен, потому что применяется он, как правило, к компаниям технического характера, а доказательной базы того, что они аффилированы с одной из компаний с белой историей, у ФАС нет.

А ФАС может обратиться с ходатайством в прокуратуру, чтобы прокуратура разобралась? Или слишком много торгов, слишком много компаний, и прокуратура только этим и будет заниматься?

А. Петропольский: Десятки тысяч торгов проходят ежемесячно. У нас все госзакупки и закупки крупных корпораций проводятся через систему торгов, поэтому ФАС в день получает сотни жалоб. Да, какие-то из них отправляются в прокуратуру. Но прокуратура тоже перегружена, и людей, кто занимается там экономической безопасностью, экономическими статьями, ничтожно мало. Они просто не будут успевать заниматься этим. Более того, самое главное – нет законодательства, которое бы давало чёткое понимание прокурору, на основании чего он может возбуждать уголовное дело. Впрямую мошенничества здесь нет, поскольку это корпоративный спор. А каким-то образом найти доказательную базу того, что это был всё номинально, что они не знали, что подписывали, что им кто-то давал деньги, будем откровенно говорить, для следствия это просто висяк, поэтому прокуратура не будет возбуждать дело, чтобы не усложнять работу следствия.

А у бизнеса есть какие-то предложения, как исправить эту ситуацию, пока те государственные инструменты, которые имеются, не позволяют это сделать? Но при этом правительство настроено пресечь все эти мошеннические истории в максимально большем количестве, чтобы сдвинуть с места реализацию нацпроектов. Что можно было бы поменять в этих конкурсах, чтобы мошенников от них отсекать?

А. Петропольский: 44-й ФЗ не идеален. Но есть техническая возможность отбора компаний для участия в торгах. То есть, это должны быть компании с историей, которые себя уже зарекомендовали. И поверьте, в таком случае человек никогда не захочет потерять свою компанию из-за каких-либо торгов, поскольку строил её минимум три года или пять лет. Если сделать этот предварительный отбор, то каких-либо срывов торгов не будет. Но 44-й ФЗ на сегодняшний момент запрещает это делать.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация