Картинка

Актуально Последствия наводнения в Иркутской области признаны ЧС

4 июля 2019, 12:12

Что даст указ об объявлении наводнения в Иркутской области чрезвычайной ситуацией федерального масштаба людям, проживающим в этом регионе?

Е. Тарло: Это будет означать, что вопросами помощи населению, организацией спасательных и ремонтно-восстановительных работ будет заниматься не только региональное руководство и местные власти, но и правительство РФ, а также специальные ведомства федерального уровня.

Масштаб стихийного бедствия настолько велик, что президент принял решение придать этому событию статус чрезвычайной ситуации федерального масштаба. К этому были предпосылки. В район бедствия вылетел с целью организации работ министр по чрезвычайным ситуациям, туда подтянули армию. А для того, чтобы использовать армию для помощи пострадавшему региону, и нужен такой указ. Потому что армию нельзя задействовать в мирное время для решения задач, не связанных с обеспечением боеготовности. Армия не имеет права заниматься хозяйственными работами и т.п. Для этого нужен указ президента, и он состоялся. То есть, не только силы регионального МЧС и областного правительства будут задействованы, но и силы федерального МЧС, а также приданные силы МО РФ для того, чтобы срочно оказать помощь населению, экономике Иркутской области и начать ремонтно-восстановительные работы.

Уже начали выплачивать деньги людям, которые пострадали от наводнения. Это деньги региональные. Означает ли это, что после подписанного указа будут ещё какие-то деньги выделены для помощи пострадавшим людям от лица федерального центра на восстановление хозяйства? Конкретным частным людям на восстановление хозяйства дали кому-то по 50 тысяч, а кому-то – по 100 тысяч рублей. То есть, эти люди ещё что-то получат?

Е. Тарло: Конечно. Это означает, что будет оказана помощь из федерального центра, из резервов правительства. Насколько я знаю, уже принято такое решение. И будут даны соответствующие указания банковским структурам. В России притом, что банки все коммерческие, мнение президента для них принципиально важно. Предположим, гражданин получил кредит на строительство дома в Сбербанке, и у него подошёл срок его возврата, а дом полностью смыло. Юридически он обязан выплачивать кредит. А если появляется такой указ, это означает, что гражданин может написать заявление в банк, что у него случилась чрезвычайная ситуация (форс-мажор). Это даёт право гражданину не исполнять договор.

То же самое в отношении хозяйствующих субъектов. Например, кто-то заказал в Иркутской области пиломатериалы, а их смыло водой или невозможно доставить. Иркутское предприятие, которое сделало всё возможное для того, чтобы пиломатериалы произвести: заготовить лес, распилить, сделать из него какие-то изделия, но не может произведённое отгрузить. Железная или автомобильная дороги не работают, и к этому предприятию могут быть применены санкции. Иногда они бывают очень большими. Плюс могут быть взысканы убытки контрагента. А когда объявляется чрезвычайная ситуация, юристы этой компании могут сообщить об этом своим контрагентам, что в связи со стихийным бедствием, а это подтверждается указом президента РФ, они могут сослаться на форс-мажор, и в этих обстоятельствах не будут выплачивать штрафы, пенни, иные штрафные санкции и оплачивать своим контрагентам убытки.

Что касается потерянного имущества, понятно, что там есть безвозвратные потери имущества в виде домов. После выхода указа будут ли людям строить дома за государственный счёт вместо утерянных домов? Или их направят в банки, чтобы они там брали деньги и восстанавливали свои жилища сами? Или это будет делаться как-то по-другому?

Е. Тарло: Если действовать по законам сурового капитализма или рыночной экономики, каждый гражданин должен застраховать своё имущество. В случае какого-то чрезвычайного стихийного бедствия он получает от страховой компании сумму страховки, и уже за свой счёт строит дом или приобретает жильё.

А если говорить о реальной российской ситуации и о том, как в аналогичных ситуациях поступало руководство нашей страны, мы видим, что далеко не все люди застраховали своё имущество, очень часто страховка не соответствует реальной стоимости имущества, нет возможности за полученную страховую сумму построить дом и т.п. Поэтому я абсолютно убеждён, что федеральное правительство и региональные власти выделят не запланированные бюджетом деньги на ликвидацию последствий стихийного бедствия. И я уверен, что практически всем нуждающимся будет восстановлено жильё за государственный счёт.

Но в этой ситуации страховые компании ровно так же могут сказать: извините, это форс-мажор, а по форс-мажорам мы деньги не выплачиваем, мы на такие стихийные бедствия не закладывались...

Е. Тарло: Страховка делается как раз на случай форс-мажора. И надо читать каждый договор. Но я согласен, что проблема здесь есть. Российские страховщики очень любят собирать страховые взносы, а вот когда доходит дело до выплат, то с выплатами дело обстоит гораздо хуже. Отправляют застрахованное лицо в суд, чтобы оно там доказывало свою правоту. Хотелось бы, чтобы страховые компании выполнили свои обязательства, хотя при таком массовом бедствии, могут произойти и банкротства страховых компаний. Посмотрим, на что они способы. Думаю, здесь нужно, чтобы регулятор в лице Центрального банка оценил, как российские страховые компании могут выплачивать страховое возмещение своим клиентам. А то очень много законов принимается для того, чтобы люди страховали свою деятельность, дома, жилища, жизнь, здоровье и т.п. Они страхуют-страхуют, а где возмещение? Вот с возмещениями дела обстоят плохо. Думаю, что нужно, чтобы российские власти помогли гражданам получить страховое возмещение в полном объёме от страховых компаний. К сожалению, практика может складываться так, что это будет либо затянуто по времени, либо будут минимизированы выплаты, а то и будут выдуманы какие-то ситуации, вплоть до банкротства страховщиков.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация