Формула смысла «Идеология держится на героях»
Персоны
Визит Владимира Путина в Италию и Ватикан: главные темы – события в Венесуэле и на Украине. Гибель моряков-подводников в Баренцевом море. Заявление Сергея Иванова о публикациях фальсификаций и фейков накануне 80-летия начала Второй мировой войны. Эти и другие темы обсуждают ведущие «Вестей ФМ» Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛИКОВ: Много защитников идеологии возникло. Дорогие друзья, я гораздо более жесткий человек в отношении идеологии, чем вы даже можете себе представить. Это вы не по адресу возмущаетесь. Мое полагание простое, оно предельное: идеология у человека есть всегда. Если у него нет идеологии, он вообще не человек, он ничего сделать не может. Потому что он ничего не понимает тогда, когда у него нет этой самой идеологии, в происходящем. Нет мировоззрения. Идеология – это один из слоев этого самого мировоззрения. Есть такие еще, как здравый смысл, вера – как предельная форма мировоззрения, и без нее тоже никуда. И когда умирает здравый смысл и неспособная помочь ему идеология, остается только вера. Но верой, кстати, всё заполнить тоже нельзя. Она девальвируется.
Мы всё это хорошо знаем на примере веры в коммунизм. Поэтому единственное, о чем я говорю, – не кричать надо о том, что у нас идеологии нет, а начните с себя. Вот у вас есть идеология и в чем она заключается? Персонально. Сильно поможет. Если вы думаете, что будет издано новое вечное учение в виде толстой книги, в виде теории научного коммунизма либо теории научного либерализма, никакой разницы в этой функции между ними нет, это самообман, дорогие друзья. Разбираться надо с идеологией в своей собственной голове.
Но и в этом смысле, когда я вспоминаю всех наших героев, на которых, кстати, держится наша общая идеология, я могу вам сказать, что к концу 90-х мы, как народ, как нация, как политическая нация, понимали, что Россия стоит на краю пропасти, и мы вместе с ней. И в этом смысле Путин, когда он пришел, был выразителем того, что мы должны начать от этой пропасти отползать, и сделать все, чтобы с Россией ничего не случилось и чтобы она продолжила существовать. И это понимание было и остается всеобщим. А вы говорите о том, что у нас идеологии нет. Есть. И довольно много разных аспектов этой идеологии.
Полностью слушайте в аудиоверсии.