Авторские материалы С переделкой – хорошо, с экспертизой – плохо
Персоны
Ни один испытательный центр в России не может проводить экспертизу по изменению конструкций машин, будь то перевод на газомоторное топливо или тюнинг. Без официального заключения их просто не поставят на учёт в ГИБДД. А заключения эти могут выдавать только центры, получившие аккредитацию по новым правилам. То есть – на сегодня ни одного. Минэнерго в этой связи обращается в правительство с просьбой передвинуть жесткие рамки еще на год. В истории разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артёмов.
Часто бывает, что в России вводятся новые правила той или иной деятельности, но те, кто должен их исполнять, по ряду причин этого сделать не успевают. Так, уже несколько лет существует требование насчет обязательной технической экспертизы автомобилей, прошедших переделку – например, перевод на газ или с серьезным тюнингом. Проводить такую экспертизу могли лишь испытательные лаборатории, получившие допуск от Росаккредитации. Организации эти, надо признать, существенно отличаются друг от друга. Это – и Научно-исследовательский автомоторный институт с огромной технической базой и штатом специалистов, и некий инженер с рулеткой, который оформился как измеритель габаритов машины. А поскольку они соответствуют данным завода-изготовителя, значит, этот инженер может выписать свидетельство о безопасности конструкции. Понятно, у кого какие расценки и к кому отправится за документом владелец машины. А потом еще один этап – обязательная постановка на учет в ГИБДД на основании как раз этого документа. И нестойкий в коррупционном плане инспектор может поставить заветную печать в ПТС, получив любую, по сути, справку.
Апрельское постановление Правительства за номером 413 должно было навести в этом порядок. В нем сказано, что свидетельства о безопасности переделанной машины могут выдавать испытательные лаборатории или органы инспекции. Притом они должны быть до 1 июня внесены в единый реестр Евразийского экономического союза для таких учреждений.
И получилось вот что: согласно новым правилам, экспертиза в исследовательских лабораториях, которые в реестре присутствуют, должна включать в себя краш-тест машины. Но тут две загвоздки. Не все лаборатории, даже ранее получившие допуск от Росаккредитации, имеют возможность грамотно разбить машину и тщательно оценить все последствия эксперимента. А второе – и самое важное – речь идет о переделках. То есть не о машинах, которые будут тысячами потом продаваться в автосалонах, но о тех, где владелец сам поставил газовый баллон или увеличил диаметр колесных арок под большие шины. Какой смысл ему гробить свое детище?
Поэтому чиновники предусмотрели другой вариант. В случае переделок изучать безопасность конструкции могут и так называемые органы инспекции. Не ломая машину, а с помощью инструментальных и теоретических расчетов, делая вывод о ее безопасности.
Формально, с 1 июня оформлять свидетельства испытательные центры не могут. Ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, ни в регионах. Мы поговорили с Алексеем, менеджером лаборатории «Профавто» из Чебоксар.
КОРР.: Подскажите, пожалуйста, а можно у вас оформить экспертное заключение на переоборудование машины на газобаллонное топливо?
МЕНЕДЖЕР: Сейчас мы, учитывая, что 413 постановление вступило в силу с 1 июня, временно свою деятельность приостановили, потому мы не сможем вам помочь.
КОРР.: А на какой период?
МЕНЕДЖЕР: Хороший вопрос. Я не знаю, на какой. Вот уже второй месяц мы не работаем.
КОРР.: Вы аккредитацию по новым правилам не проходили?
МЕНЕДЖЕР: Проходим. Но это – не быстрый процесс.
КОРР.: А сколько это времени займет?
МЕНЕДЖЕР: От двух до шести месяцев.
Чтобы сохранить свой бизнес по экспертизе переделок, этому центру придется через 6 месяцев стать органом инспекции. Эти органы раньше нигде и никак в автомобильной сфере России не были востребованы. Отсюда на сегодня их количество в том самом реестре – ноль.
Сперва в Росаккредитацию подается заявка, что центр, желающий стать инспекцией, имеет помещение и оснащение для того, чтобы делать то-то и то-то. А вот что конкретно? И тут – еще один тупик. Этого не знают ни в самой организации, чтобы правильно заявить о себе, ни в Росаккредитации.
Технический регламент для автомобилей трактует: «В ходе проверки безопасности конструкции машины после изменений конструкции нужно удостовериться, что его безопасность отвечает требованиям технического регламента». Но вот как удостовериться, в регламенте и других нормативах – молчок. С тем же газовым баллоном – нигде не сказано: сколько и каких приборов и в каких местах машины на стенде нужно закрепить, чтобы понять, она – безопасна.
Росаккредитация вместе с тем позволяет компании, желающей получить лицензию на экспертизу, если нет нормативов, самой эти нормативы составить и приложить к заявке. Вроде бы и деньги экономятся, если сочинят что-то типа «для проверки работы двигателя на газе нужно 3 раза ударить в бубен около машины, если все в порядке – выдаем свидетельство о безопасности». И это Росаккредитация утвердит, и такие органы инспекции смогут выдавать свои справки для ГИБДД. Но случись что с машиной и ее пассажирами после – руководитель инспекции справедливо сядет в тюрьму, и по такому пути двигаться нет желающих.
Не секрет, что переделка машин идет полным ходом. Где-то – за взятки при постановке на учет. Где-то – владельцы вообще никак не афишируют свои труды. Рискуя, впрочем, штрафом в 500 рублей. И не только, говорит адвокат Антон Пуляев.
ПУЛЯЕВ: Происходит это следующим образом. Инспектор, остановив водителя, видит, что у него, допустим, установлено газобаллонное оборудование. Он обязан привлечь его к ответственности по статье 12.5 КоАП, и он может выдать ему предписание об устранении нарушения, допустим, в течении 10 суток. Если в дальнейшем этого водителя остановят снова, то на него составят протокол по статье 19.3 – «Невыполнение законного требования сотрудника полиции», за которое уже предусмотрено до 15 суток административного ареста.
Перспектива ареста всех водителей машин, переводимых на газ, взволновала и Минэнерго. Ведомство просит правительство продлить сроки вступления в реестр для центров и инспекций на год. А за это время, возможно, и пересмотреть условия вступления. Хотя бы потому, что над государственной программой перевода транспорта – и не только личного – на более выгодное газомоторное топливо нависает угроза срыва.