Актуально Бестолковый "Меридиан"?.. Медведев одобрил новую дорогу для грузов из Европы в Китай
Проект первой полностью частной автомагистрали в России – дороги «Меридиан» (дорога должна через Казахстан соединить Китай и Европу) – получил поддержку правительства. Дмитрий Медведев одобрил её как федеральный маршрут Европа – Западный Китай, который включен в комплексный план развития и модернизации инфраструктуры.
Эксперт выпуска – директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Яковлевич Блинкин.
Михаил Блинкин: … фактически подтверждена запись, которая существует с начала года в комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры о том, что правительство согласно с этим проектом, если он будет реализован на частные деньги. Ровно такая же запись существует в комплексном плане. Проблемы остались те же самые, которые были полгода назад, да и два года назад! Откуда придут частные деньги? В этом документе правительства сказано, что «Русская холдинговая компания» господина Рязанова, федеральные ведомства, включая Минтранс, разумеется, должна оказать содействие в привлечении частных инвесторов. Но если бы эти частные инвесторы стояли в очереди, не надо было бы подключать федеральных чиновников в качестве кредитных консультантов. Значит, проблема осталась – она никуда не сдвинулась.
Надо понимать, что эта дорога, в отличие от той трассы, которую давным-давно планировал Минтранс, имеет существенные отличия от того, чтобы мы собирались строить в других вариантах и сценариях. Дорога Москва – Казань, идущая между «Уралом» и «Волгой» – между М5 и М7 – проходит через густонаселенные промышленные районы. Маршрут трассы «Меридиан» специально идёт южнее дороги «Волга» миную крупные промышленные центры – он идёт «в чистом поле»!..
Получается, это голый транзит, и проблемы наши транспортные он не решит.
Михаил Блинкин: Абсолютно верно. И больше того, эта дорога основана на гипотезе, что китайцы повезут высокомаржинальные контейнерные дорогие грузы по автомобильной дороге. Я это и на правительственно совещании говорил, что эта гипотеза изначально неверна. В мире не существует платных дорог, которые бы окупили за счёт грузового транзита. Все платные дороги – и в Европе, и в Канаде, и в Восточной Европе – где угодно – дороги со смешенным трафиком, где преобладают легковые автомобили. В мире легковых автомобилей раз в сто больше, чем грузовых. Поэтому рассчитывать на то, грузовики сделают трафик, который окупит дорогу – задача абсолютно не реальная! Подтверждений от серьёзных китайских грузоотправителей по поводу того, что там будет грандиозный контейнерный поток, я не видел. И эксперты не видели. А приход китайских денег в эту стройку мне кажется абсолютно невероятным делом. По одной простой причине: китайцы на многочисленных переговорах всегда заявляют, что они готовы в любых странах мира строить автомобильные дороги, железные дороги, порты, аэропорты и метрополитен на простых условиях. Они кредитуют национальное правительство, они не входят ни в какие сделки с акционерными обществами и другими компаниями – суверенный долг. Они не предоставляют денег. Они в счёт этого суверенного долга приводят своих подрядчиков и поставщиков и строят хоть дорогу, хоть метрополитен…
Для китайской экономики это замечательно. С точки зрения нашей экономики для меня вопрос этот, мягко говоря, спорный, потому что просто войти пайщиками и рассчитывать, что наши подрядчики и наши компании будут загружены в этом большом проекте, не получится. Так китайцы не строят…