Авторские материалы Непропуск скорой помощи грозит лишением прав и тюремным сроком
Персоны
Новые штрафы и даже тюрьма – за непропуск скорой помощи. Возможны наказания за отсутствие техосмотра. А еще российских водителей, весьма вероятно, ожидают «турбоперекрестки» и квадратные огни светофоров. Свежие новости для пользователей автодорог – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.
Ужесточение наказания за помехи движению автомобилей со спецсигналами приняла Госдума.
По устаревшей уже сегодня норме, если водитель не пропускает машины полиции, государственных органов, скорой помощи и пожарной службы, то он может быть оштрафован на 500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – на 3000 рублей. Также он может лишиться прав на срок до 3 месяцев.
Но реальная ситуация на дорогах, очевидно, заставила депутатов думать о более серьезных мерах. Касаются они прежде всего – скорой помощи. Так, если в медицинской карете из-за того, что она не сумела пробиться сквозь идущий впереди поток машин – гибнет больной, законопроект предусматривает до 4 лет лишения свободы. То же самое, если скорая не успела доехать на вызов . А если же пациент по причине опоздания бригады врачей получит тяжкий вред здоровью, тут на усмотрение суда: от 80 тысяч штрафа до 2 лет тюрьмы.
Установить – кто не пускает скорую – несложно. Достаточно впереди машины укрепить камеру и номера тех, кто не видит мигалок, не слышит сирены – будут записаны. И всех этих водителей, при наступлении печальных последствий, скорее всего, привлекут к суду, говорит адвокат Владислав Кочерин.
КОЧЕРИН: В каждом конкретном случае, конечно, будет принимать решение суд. Но если формулировки будут такие, которые сейчас обсуждаются, то предполагается, что каждый, кто не пропустил скорую будет привлекаться к такой ответственности. Степень вины каждого в данном случае устанавливаться не будет и не будет важна. Будет важен сам факт наступивших неблагоприятных последствий.
Часто бывает так, что водитель очень хочет пропустить скорую, но не может – машины в соседнем ряду идут друг за другом. И вот он находит, наконец-то, достаточное пространство, освобождает полосу, но на запись камеры он уже попал. К сожалению, в нормах не прописывается – за какое количество секунд препятствия движению спецмашины водителя накажут, продолжает Владислав Кочерин.
КОЧЕРИН: Не пропуск все-таки подразумевает умышленные действия. Если водитель не мог пропустить – мешало препятствие, то есть были уважительные причины, которые не дали ему пропустить скорую – это все должно внимательно исследоваться и разбираться. Говорить в таких случаях об умышленности действий водителя по отношению к скорой – некорректно. Поэтому в таких случаях ответственность не должна наступать. Или же будет повод для оспаривания, обжалования.
Не обойдется и без специальных экспертиз. Поскольку на кону будет тяжелый приговор суда, полагает партнер Московской коллегии адвокатов «Аронов и партнеры» Павел Жигульский.
ЖИГУЛЬСКИЙ: Проведение экспертизы все-таки необходимо, потому что нужно установить причинно-следственную связь. Пациент может умереть в результате врачебной ошибки, в результате старости. Учитывая то, что у нас сейчас медицина находится под определенным прессингом, то нам известны «дела врачей», в том числе, связанные с определенными ошибками, которые они совершают. Врачи скорой помощи, конечно, будут стараться обвинить именно водителя, который не уступил вовремя. Я надеюсь, что технические возможности современной медицины позволяют установить, но мы живем по принципу правоприменения судебной практики, а там – как суды в дальнейшем нам разъяснят.
Такая жесткая норма все же необходима, полагает Павел Жигульский, но к ней очень хорошим комплектом, по его мнению, была бы поправка, разрешающая водителям пересекать сплошную линию разметки, или въезжать на полосу для общественного транспорта, чтобы уступить дорогу машине медиков.
ЖИГУЛЬСКИЙ: Водитель должен понимать – когда двигается скорая, он должен безусловно, даже с нарушением разметки, выехать на «вафельную разметку», что сейчас характерно для Москвы – тем самым он не будет отвечать. Если это будет сбалансировано и предусмотрено, тогда – да, эти поправки разумны и нужны. Я – как водитель – всегда пропускаю скорую помощь, я знаю, что речь идет о самой главной ценности, которая есть – человеческой жизни. Я думаю, что это охладит пыл лихачей и людей, которые живут по принципу вседозволенности.
Если водитель не пропускает остальные машины из специального перечня, то штраф теперь будет составлять от 3 до 5 тысяч рублей.
Изменения вступят в силу после третьего чтения, которые, впрочем, сути документа не коснутся.
Еще один закон – о других штрафах, также принят депутатами и начнет действовать с 1 июня 2020 года. К тому времени обязательной станет фотосъемка машин на процедуре техосмотра с внесением в базу данных РСА. И если диагностическая карта выдана, полис ОСАГО получен, но у страховщиков, а значит, и у ГИБДД нет никакой информации о реальном техническом осмотре, то первая же полицейская камера оштрафует владельца на 2000 рублей. Такое наказание, впрочем, возможно лишь раз в сутки.
Не со всеми штрафами, которые оформляются через автоматические системы регистрации, водители согласны. Оспорить их – непростое дело. По факту, мы имеем отлаженную цифровую систему наложения взысканий. При том, что методика их обжалования остается, увы, аналоговой. Остается пока, т.к. по словам вице-премьера Максима Акимова, уже идет разработка приложения, которое позволит обжаловать неверно выписанные штрафы в онлайн-режиме. Этот сервис будет размещен на портале госуслуг и автовладельцам не придется терять время в очередях у отделений ГИБДД.
А чтобы не терять времени на дорогах, разработчики перспективной разметки и знаков предлагают ввести «турбоперекрестки» – кольцевые развязки с обозначенным направлением движения по каждой полосе. Комментирует обозреватель радиостанции «Вести ФМ» Игорь Моржаретто.
МОРЖАРЕТТО: Чем отличается такой перекресток, такой круг от обычного – это заранее четко распланированная полоса для движения в том или ином направлении. То есть, тебе за 200 метров показывают, что правая полоса – только для поворота направо, эта полоса – только для движения прямо, а эта – налево. Шастать из полосы по сторонам – нельзя. В европейских городах, я обращал внимание на это, часто делается не просто разметка, а разметка какая-то рельефная, в виде какого-то чуть ли небольшого бордюрчика. Нельзя в последнюю минуту передумать. За счет этого: скорость движения нормальная, нет скрещивающихся потоков, меньше аварий и пробок.
По такой схеме в скором времени будут переоборудованы многие кольцевые развязки в крупных городах. О том, чтобы ввести их вместо традиционных перпендикулярных перекрестков – не говорится. Наверное, потому что такая реконструкция даже за 2-3 недели намертво остановит движение на центральных улицах.
И еще об одном эксперименте. Пока в Москве. Проектный технический комитет «Удобная дорога» при Росстандарте намерен ввести светофоры с квадратными секциями. Причем, светодиоды будут занимать всю площадь секций. Отсюда у водителей поводов оправдываться, что не заметили сигнал – станет меньше. Автомобильные эксперты говорят – в России еще немало опасных перекрестков, где нет даже самых плохоньких светофоров. И замечательно будет расставлять и их – без отставания от внедрения технологических новинок.