Авторские материалы Анонимные кошельки выведут из тени
Персоны
В России введен запрет на анонимное пополнение электронных кошельков. Новые поправки обязывают платежные системы вроде «Яндекс.Деньги», QIWI и WebMoney идентифицировать по паспорту каждого, кто вносит наличные на счет. Законодатели говорят, что это необходимо для борьбы с терроризмом и наркоторговлей. Представители бизнеса с этим не согласны. Они уверяют, что запрет ударит в основном по рядовым россиянам, которые совершают покупки в Интернете. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов разбирался в теме.
Россия вводит полный запрет на анонимные электронные кошельки. Если говорить точнее, то с введением новых поправок они станут практически бесполезны. До последнего времени их можно было пополнять на сумму до 15 000 рублей, в том числе наличными средствами, например, через цифровые терминалы. А затем использовать для оплаты товаров и услуг в Интернете (но не снятия наличных и переводов). Теперь без идентификации пользователя нельзя и пополнять тоже. Эта поправка внесена Росфинмониторингом – службой, которая отвечает за борьбу с отмыванием криминальных доходов.
Депутаты поясняют, что анонимные кошельки запрещены во всем мире. Россия как член организации ФАТФ, на которую ориентируется наш Росфинмониторинг, взяла на себя обязательство усилить надзор за оборотом платежей в Интернете. Комментирует председатель Комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков.
АКСАКОВ: Это сделано для того, чтобы пресечь операции, связанные с распространением наркотиков и терроризмом, а также другие незаконные операции. Мы исполнили решение ФАТФ, членами которой мы являемся. Это во-первых, а во-вторых, кошельки реально не всегда используются для законопослушных операций.
Новые правила нужны для того, чтобы источник пополнения кошелька был точно известен. Если деньги вносятся наличными, то лишь на тот кошелек, хозяин которого ранее сообщил и подтвердил свои паспортные данные. А если – безналичным способом, то лишь с банковского счета, владелец которого также должен быть однозначно определен. Депутаты полагают, что это сделает электронные кошельки абсолютно бесполезными для криминальных структур. Либо, если источник себя «засветит» при переводе денег, это поможет в розыске членов криминального бизнеса.
Однако представители платежных сервисов не согласны с тем, что их кошельки используются преступниками. Эти 15 000 на анонима им неинтересны. Для отмывания доходов криминал пользуется совсем другими финансовыми инструментами, уверяет председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов.
ДОСТОВ: Любой платежный инструмент, в том числе банковские счета и карты, используются криминалом. Для кошельков эта цифра не может быть большой. На фоне банковской аудитории в десятки миллионов человек в общей массе пользователей кошельков криминал составляет ничтожные доли процента. Это несравнимо с масштабами общей аудитории платежных сервисов.
Собственно, поэтому представители платежных систем, крупнейшие из которых – это «Яндекс. Деньги», QIWI и WebMoney, заявляют, что от новых поправок пострадают в большей мере обычные граждане, а не криминальные сети. По статистике, электронными кошельками пользуются десятки миллионов россиян. У большинства из них есть аккаунты сразу в нескольких таких сервисах, в том числе анонимные. Традиционно кошельками активно пользуются фрилансеры и блогеры, поскольку они не знают, как платить налоги с доходов (или не хотят этого делать). Для россиян, которые зарабатывают не в Интернете, кошельки, как правило, выполняют роль "прокладки" между банковской картой и онлайн-магазином. То есть дают возможность «не светить» свои реквизиты, если нужно купить что-то по мелочи, особенно на малоизвестном сайте, который может оказаться мошенническим. Кроме того, электронные кошельки очень часто есть у школьников, поскольку собственную карту по закону они завести не могут. И вот для всех этих людей новые поправки станут проблемой, добавляет Виктор Достов.
ДОСТОВ: Этим пользуется молодежь, у которой нет банковского счета, люди, у которых он есть, но он в таком банке, где нет удобного онлайн-сервиса. При этом надо понимать, что для них анонимность не является никакой целью. Для них является целью открытие и использование кошелька без прохождения каких-либо длительных и неудобных процедур идентификации.
На это в Госдуме уже ответили, что не видят причин для беспокойства. Владельцы анонимных кошельков смогут по-прежнему их использовать для оплаты, если будут пополнять их с чужой карты – например, одного из родителей. Запрет вводится только в отношении наличного пополнения – через терминалы, а также в салонах связи и магазинах-партнерах. То есть закон отсекает как раз тех, кто не готов пользоваться онлайн-переводами и платежами. А те, кому нужны такие сервисы именно для ввода наличных, должны будут выдавать свои данные платежной системе.