Актуально Россия начала серийное производство истребителей пятого поколения
Ю. Кнутов: По открытым источникам, контракт с Минообороны предполагает поставку 76 самолётов (три авиационных полка). Это говорит о том, что самолёт удачный, он устраивает Министерство обороны, и этот самолёт будет решать очень важные задачи по обеспечению обороноспособности страны.
По заявлению ОКБ "Сухого", Су-57 – единственный в мире самолёт пятого поколения. Американцы гордятся своими самолётами, а вот ОКБ "Сухого" утверждает, что ему удалось создать машину, которая превосходит американские F-22 "Raptor" и F-35. Во-первых, новый двигатель обеспечивает движение самолёта со сверхзвуковой скоростью, причём достаточно длительное время. Новый двигатель, который установлен, обеспечивает самолёту сверхманевренность. Ни F-35, ни F-22 таких возможностей не имеют. Кроме того, он снижает достаточно сильный тепловой след, делая самолёт слабозаметным в инфракрасном диапазоне. Во-вторых, всё вооружение истребителя находится внутри фюзеляжа в отличие от F-35, в котором всего-навсего 2 или 4 ракеты помещаются внутри фюзеляжа, а всё остальное только на подвесках, что делает самолёт хорошо заметным. В-третьих, на истребителе используется не только радиопоглощающее покрытие, но и широко применены композитные материалы, которые помогают значительно снизить радиолокационную заметность. В-четвёртых, самое главное – это радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой "Белка". Антенны установлены по всему самолёту, и есть возможность наблюдать со всех ракурсов воздушное пространство. Причём дальность обнаружения составляет до 400 км. Также эта станция позволяет сопровождать порядка 60 объектов и наводить ракеты по 16 воздушным и 4 наземным целям.
То есть, самолёт сам невидимый, но при этом видит вокруг себя всё на 400 км?
Ю. Кнутов: Да. Самое главное – заметить противника раньше, чем он заметит тебя, выпустить ракету, которая должна поразить вражеский самолёт, при этом лётчик не понимает, как его сбили и кто его сбил, потому что он не видит на своих радарах ничего.
Все эти характеристики позволяют самолёт сделать действительно страшным оружием для любого противника, включая США. Для Су-57 разработаны 14 новых видов боеприпасов. Это различные типы ракет как класса "воздух-поверхность" (противокорабельные и по наземным целям), так и класса "воздух-воздух". Это также управляемые бомбы, модульные ракеты малой дальности, крылатые ракеты, в том числе противорадиолокационные ракеты, которые делают данный самолёт незаменимым при поражении систем противовоздушной обороны.
На сегодняшний день самолётов, равных российскому самолёту Су-57, в мире нет. Именно поэтому Индия, которая сначала говорила о том, что ей Су-57 не нужен, уже заявила, что при определённых условиях она бы приобрела такой самолёт. Тот же Китай, который производит аналогичные машины, заинтересуется и российским самолётом. Как он в своё время закупал С-300, несмотря на то, что делал реплику нашего комплекса. И целый ряд других государств тоже выстроятся в очередь за нашей машиной. Но Су-57 должны в первую очередь, как говорил президент, идти на вооружение российских ВКС. И уже только потом будет разработана экспортная версия для поставки за рубеж.
А материалы, из которых сделан самолёт, – это всё отечественного производства? Никаких импортных компонентов?
Ю. Кнутов: В этом вся его ценность, что здесь применяются только отечественные материалы. И самое главное: композитные материалы, которые мы используем в Су-57, позволят России осуществить прорыв при производстве гражданских самолётов. Думаю, что технологии, которые мы создали при производстве Су-57, позволят решит проблему композитных материалов для крыла самолёта МС-21, которые нам американцы прекратили поставлять. Подобные прорывы в военной области позволяют очень сильно подтягивать гражданскую сферу. Радиолокационные станции, системы контроля навигации – это всё должно применяться и применяется в гражданском авиастроении, на гражданских самолётах. Разработка ультрасовременных технологий позволит применить их и при создании того же МС-21.
Прошло сообщение о том, что ВС РФ восстанавливают те части и подразделения, которые были упразднены при М.С. Горбачёве и потом при Сердюкове. В прошлом году восстановили один инженерный полк, сейчас восстанавливают понтонно-мостовые полки и отдельные ремонтно-восстановительные батальоны. Экспертам давно было понятно, что их зря упразднили, что это была ошибка. Почему сейчас всё это так активно восстанавливается?
Ю. Кнутов: Почему? Потому то наши подразделения не в состоянии решать многие задачи по обороне страны при отсутствии таких частей, как те же понтонно-мостовые полки или ОРВБ. С чем это связано? Представьте себе реку, её надо форсировать. А у нас сейчас для того, чтобы навести через мост, военные должны обратиться в какую-то гражданскую организацию, заключить с ней договор, чтобы они приехали и этот мост поставили. Ну это просто смешно в условиях современных боевых условиях, когда каждая секунда на счету. Что касается ремонтно-восстановительных батальонов, надо опять же с какими-то ремонтными базами было заключать договоры, и они должны были ремонтировать технику. Опять же идёт военная колонна, не дай бог, 2-3 машины вышли из строя в этой колонне, тут же подошла передвижная авторемонтная мастерская, технику отремонтировали, и она пошла дальше. На войне такой ремонт на базах недопустим. При размерах нашей территории, когда мы вынуждены большие массы войск перебрасывать с востока на запад, либо с запада на восток для организации быстрой и качественной обороны, такие части крайне необходимы.
Эти решения были приняты по итогам масштабных учений, которые прошли относительно недавно?
Ю. Кнутов: Да. И сирийский опыт показал необходимость подобного решения. Как раз сейчас новый понтонный мост ПП-91 закуплен. Он позволяет буквально за час развернуть 250 метров мостового полотна через реку, по которому техника сможет пройти. Но здесь не только это важно. Водители должны прежде потренироваться, как им проезжать по понтонному мосту, который немного гуляет. Надо научить водителя, чтобы он не боялся, чтобы у него руки не тряслись, чтобы он с перепугу не съехал в реку. Конечно, наличие таких частей позволяет готовить водителей на другом уровне и с более высоким качеством.
Понтонный мост, который закупило МО, тоже отечественный?
Ю. Кнутов: Только отечественный. Минобороны категорически сейчас отказывается от закупок всего зарубежного. Полностью. Причём даже от тех вещей, которые производились в своё время дружественными нам странами, мы все равно, если это касается Минобороны, отказываемся и налаживаем производство у себя. Почему? Потому что, с одной стороны, в критической ситуации нам ничто не помешает. Санкции какие-то наложат на страну-нашего партнёра, и она прекратит поставки. И что мы будем делать? В нынешней ситуации мы можем этот вопрос решить у себя в стране, несмотря ни на какие санкции и внешние противодействия. С другой стороны, это очень важно с точки зрения технологий. Минобороны заказывает только самую современную технику либо технику завтрашнего дня. Тем самым мы подтягиваем гражданскую промышленность до уровня производства технологий завтрашнего дня. То есть, мы фактически идём по пути Южной Кореи – пытаемся через армию вытащить отечественную промышленность на уровень XXI века.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.