Актуально В России зафиксирована недельная дефляция впервые с 2017 года
• Это временное явление? Или урожай овощей и фруктов такой хороший, что низкие цены на них останутся до конца года? Инфляция затормозилась? Или неделя погоды не делает?
О. Шибанов: Я бы сказал, что погоды не делает. Но, конечно, у нас будет ещё некоторая сезонность, потому что впереди август, а в августе мы часто видим снижение цен и из-за нового урожая, и из-за замедления спроса. Но к концу года цены всегда растут. Особенно в декабре они любят подниматься.
Но все же бьются за снижение инфляции. Центробанк достиг рекордных результатов. В прошлом и этом годах по понятным причинам инфляция опять подросла. Когда битва за инфляцию скажется, например, на стоимости кредитов в банках?
О. Шибанов: Я бы сказал, что это связано с ключевой ставкой чуть больше, чем с самой инфляцией. Но в реальности мы уже видим постепенное снижение ставок и по депозитам, и по кредитам. Новые данные уже вышли, и там небольшое, но всё-таки снижение заметно. В этом плане то, что ключевая ставка была снижена на последнем заседании, приведёт постепенно к тому, что мы увидим все ставки падающими.
Центробанк очень аккуратно действует. Но такое ощущение, что он и сам не верит в то, какая будет инфляция. Как правило, не любят дефляцию, говорят, что дело не только в сезонности, но и в том, что падает покупательский спрос. Он зачастую падает не только из-за сезонности, но и потому, что денег у потребителей становится всё меньше. Это наша история?
О. Шибанов: В какой-то степени да. Данные первых двух кварталов по реально располагаемым доходам населения показывают их падение. И в этом смысле замедление – это не предъявленный новый спрос. Но мы, скорее, сейчас имеем чистую сезонность. У нас ещё в июне началась условная замедляющаяся инфляция или даже дефляция, и это нормально в том смысле, что это не влияет слишком сильно на экономику. Вот если мы по итогам года вдруг бы увидели дефляцию, то тогда можно было бы паниковать. А подобные сезонные характеристики – это явление каждого года.
Часто потребительский спрос подстёгивает выдача кредитов. И в России банки этим баловались. И не только банки. В последнее время то ли спрос на потребительские кредиты снизился, то ли банки одумались по причине большого количества невозвратных кредитов. Но есть ощущение, что замедлилась раздача денег населению, или нет?
О. Шибанов: Это правда. Действительно рост сейчас уже существенно ниже, судя по данным, которые в июле были получены. И в этом плане я бы, скорее, сказал, что Центральный банк здесь довольно сильно повлиял тем, что повышал риски потребительских кредитов и довольно сильно давил на микрофинансовые организации, поэтому мне кажется, что замедление кредитования будет больше связано с этим.
Поскольку по-любому ставки будут снижаться на кредиты, не вернёмся ли мы опять к буму потребительского кредитования?
О. Шибанов: Думаю, что нет, потому что именно эти макромеры, когда повышаются риски, влияют довольно-таки сильно и не могут дать возможность банкам выдавать столько же кредитов, сколько и раньше. Точнее, кредитованию расти такими же темпами.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.