Актуально Обострение ситуации в Киргизии

8 августа 2019, 12:15

Прошло больше месяца после решения парламента, когда стало понятно, что А. Атамбаевым придут. Что происходило за это время и почему всё вылилось в такое действительно страшное противостояние? И все вспомнили, что Киргизия вообще-то не совсем спокойная страна.

С. Притчин: Не такая уж чёткая последовательность действий была, и не столь однозначно было понятно, что за А. Атамбаевым придут. Потому что когда подобного рода конфликты происходили раньше, то, например, Омурбек Бабанов, соперник нынешнего президента Сооронбая Жээнбекова, просто уехал из страны. То есть, это был такой сигнал: выехать из страны, чтобы не трогали, а лишь устранили с политического ландшафта как конкурента. Но после этого Алмазбек Атамбаев летал в Москву, где он встречался с В. Путиным. Этот факт был публично подтверждён, и это рассматривалось всеми игроками как своего рода гарантия, с одной стороны, а, с другой стороны, как сигнал, в том числе и действующему президенту, что нужно искать какие-то другие, более компромиссные варианты для разрешения этой конфликтной ситуации между бывшим и нынешним президентами. Но, как мы видим, ни встреча с российским президентом, ни попытки каким-то образом вытеснить Алмазбека Атамбаева из страны ни к чему не привели. И вчера мы видели эскалацию этого политического конфликта.

А почему А. Атамбаев не покидает Киргизию? У него есть какие-то виды на высокие посты в стране? Он хочет действительно стать реальной оппозицией действующему президенту?

С. Притчин: Здесь во многом вопрос личной обиды и каких-то личных моментов, которые давят на Алмазбека Атамбаева, потому что нынешний президент стал президентом только благодаря очень активной поддержке А. Атамбаева в бытность того президентом. Он сделал ставку на С. Жээнбекова, который с 3 процентов узнаваемости вознёсся в президентский офис. Рассчитывал таким образом стать как минимум лидером нации. А оказалось всё наоборот. Буквально в течение нескольких месяцев С. Жээнбеков и его клан перехватили все рычаги управления и вытолкнули А. Атамбаева вообще с политической сцены. И он просто таким образом пытается защитить себя, защитить свой клан, свою группу. Такова особенность киргизской политики. Страна в силу своей географии, где 80 процентов её поверхности занимают горы и ущелья, а население разбито по ущельям, что в принципе определяет политический ландшафт, очень фрагментирована. Поэтому выживаемость клана – в выживаемости его политического лидера. А. Атамбаев является таковым. Этим объясняется такая поддержка А. Атамбаева со стороны его сторонников. Они сражаются не только за него, но и за своё место под солнцем.

Насколько силён в данный момент клан Атамбаевых? Когда он пришёл к власти, он по всем постам расставил своих близких людей, даже, например, из своей обслуги. Многие из них сделали не только головокружительную карьеру, но и заработали какие-то неимоверные состояния. То есть, фактически А. Атамбаев в своё время тоже зачислит ландшафт под своих людей. Сейчас в какой-то мере ситуация повторяется, но А. Атамбаев за своим предшественником не приходил. Или всё-таки тоже пытался прийти?

С. Притчин: Я с вами не соглашусь, потому что как раз у А. Атамбаева в отличие от всех других президентов – Акаева, Бакиева и нынешнего Сооронбая Жээнбекова, семья небольшая, и по факту такого трайбализма, когда он протаскивал бы своих родственников на различные важные, как, например, Бакиев, посты, нет. Да, его брат работал главой Службы государственной охраны, а его сын возглавил важный центр по развитию, где были сосредоточены все государственные деньги.

Про Алмазбека Атанбаева говорят, что оглушительные карьеры сделали его водители, телохранители и т.п. Но это было построено не на трайбализме, он не протаскивал своих родственников. Он протаскивал людей, которые были ему лояльны. Это в принципе характерно для очень многих стран постсоветского пространства, где лояльность является важнейшим фактором продвижения по карьерной лестнице, а не профессионализм.

Если сравнивать семьи Алмазбека Атамбаева и нынешнего президента Сооронбая Жээнбекова, это две совершенно разные семьи. У Сооронбая Жээнбекова очень большая семья и, соответственно, очень большие амбиции. Поэтому на него давит то, что у его родственников и окружения есть потребность в новых позициях в руководстве Кыргызстана, поэтому у них задача – устранить А. Атамбаева с его ослабленным, но сохранившимся влиянием в политике Кыргызстана.

Как будут дальше развиваться события?

С. Притчин: Во-первых, то, что произошло вчера, было совершенно неожиданным. После вмешательства по факту России никто не ожидал, что команда Сооронбая Жээнбекова решится на такой шаг, особенно в преддверии заседания межправкомиссии ЕАЭС, которая должна пройти сегодня-завтра. То есть, это такой просто неуважительный шаг и во многом вызов. Поэтому сейчас очень сложно говорить о том, как будет развиваться ситуация. С одной стороны, мы видим, что власть не пошла на крайние меры – на использование огнестрельного оружия. Попытались малой кровью захватить и арестовать А. Атамбаева, но опять же обе стороны стягивают силы, набирают сторонников для противостояния. Сейчас мы можем говорить о том, что Сооронбай Жээнбеков – это представитель юга, а Алмазбек Атанбаев – это представитель севера. А так как события эти происходят на севере, в Чуйской долине, здесь, с точки зрения локации, у А. Атамбаева есть ещё и поддержка со стороны его земляков и соседей по северному региону. Поэтому сейчас самое главное – не довести данный конфликт до "горячего" противостояния. А вот противостояние по типу "стенка на стенку" вполне возможно. С правовой точки зрения, произошедшее выходит за любые рамки. Когда приезжает спецназ, с ордером он или без ордера, не важно, но я ничего не слышал про решение суда об аресте А. Атамбаева.

С другой стороны, мы видим опять же абсолютно неправомерные действия защитников от А. Атамбаева и самого А. Атамбаева, который к тому же признался, что сам стрелял. С юридической точки зрения, это можно рассматривать как явку с повинной. Человек признал, что использовал оружие, пусть и то, которое у него легализовано, но он использовал его против сотрудников правоохранительных органов, которые выполняли свои прямые обязанности. Конечно же, вся эта ситуация абсолютно не правовая. Это лишний раз показывает, в какой сложной ситуации находится сейчас Киргизия, куда она пришла и куда дальше идёт, когда политическое противостояние двух групп внутри ставят страну на грань гражданской войны, когда противостояние внутри одного государства происходит принципу принадлежности к тому или иному клану.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация