Актуально Объём серых зарплат в России по-прежнему впечатляет

8 августа 2019, 12:18

Росстат сообщил о том, что в 2018 году в России объём серых зарплат достиг 13 трлн рублей. Это наименьший показатель за последние пять лет. Однако наблюдатели в ответ заявили, что эта сумма почти сопоставима с расходной частью федерального бюджета, которая составляет без малого 17 трлн рублей.

Казалось бы, все мы забыли про зарплаты в конвертах, во всяком случае в массовом порядке. Но 13 трлн рублей, находящиеся в "серой зоне", впечатляют.

Н. Масленников: Я бы не сказал, что мы забыли об этом. Потому что не далее, как в июне, Татьяна Голикова тоже включила колокола громкого боя, сказав, что примерно 15 млн занятых в России так или иначе соприкасаются с неформальным сектором: то ли всю зарплату получают в конвертах, то ли часть её. А в итоге только небюджетные фонды (ПФР, Фонд соцстраха, ФОМС) недополучают порядка 2,5 трлн рублей неуплаченных взносов. Согласно экспертным оценкам, если сюда ещё присовокупить недополученный бюджетом налог на доходы физических лиц, то получается сумма в районе 6 трлн рублей. Столько недополучает государственная казна денег от неформальной занятости. Так что проблема эта существует.

По данным Росстата, в 2015 году, на который пришёлся пик, доля в ВВП всех этих "серых" доходов составляла порядка 13,5 процента, а сейчас– 12,6 процента. Всё-таки произошло явное снижение. Но, тем не менее, проблема, конечно, остаётся, и она достаточно острая.

С чем она связана? Почему люди по-прежнему, несмотря на разъяснительную работу, что они останутся без пенсии, что они налоги не платят, а медициной пользуются, а потом её же и ругают, предпочитают получать зарплату в конвертах?

Н. Масленников: В любом трудовом контракте об отношениях работника с работодателем всегда есть две стороны. Надо смотреть мотивацию и тех, и других. Мотивация работодателей, предпринимательского сектора понятна. Инвестиционный климат остаётся резко континентальным, а устойчивых мотиваций работать в белую для тех, кто работал "в серой зоне", нет. Поэтому мы лучше подождём, посмотрим, что нам ещё предложат, тем более, что есть на что обратить внимание, но пока как-то получается не очень. Это одна сторона.

Вторая – это, естественно, работники. Здесь всё понятно. В 2014-2015 годах, когда был самый резкий пик неформальной занятости, её взлёт был связан с существенным падением реальных заработных плат и реальных доходов. Естественно, эти люди стояли перед выбором: либо мы даём деньги вам в конверте, либо вообще никак. Что ж, давайте в конвертах.

Ещё один очень немаловажный фактор – неопределённость и несуразица, которая происходит в нашей пенсионной системе (ПФР). Да, уговаривают, что человек будет получать пенсию, устойчивую, надёжную, уверенно обеспечивающую вам безбедную старость, если вы будете работать в белую. Но люди, во-первых, столкнулись с повышением пенсионного возраста и, во-вторых, с крайним дефицитом возможностей повысить свою квалификацию, получить новые компетенции, когда у них надвигается срок выхода на пенсию по новым правилам. Вот нет мощностей, введённый государством в действие, чтобы эти проблемы решить.

И четвёртое. С начала функционирования нашего замечательного пенсионного балла, для каждого конкретного гражданина практически размыта, если не совсем утрачена индивидуальная взаимосвязь между тем, сколько он отработал, сколько заработал и сколько в итоге он получает в среднем. И это общий тренд, который сильно демотивирует людей.

В каких отраслях процветают зарплаты в конвертах?

Н. Масленников: Это, конечно, сфера строительства, строительные работы. Хотя здесь высока доля мигрантов, но и наши соотечественники тоже в строительстве активно работают. И там используются возможности "серых" схем как работодателями, так и работниками.

Конечно, это сфера частных платных услуг населению. По некоторым оценкам, до 40 процентов занятых в этой сфере в 2014-2015 годах были вовлечены в разного рода неформальные схемы. Сейчас эта доля снизилась на 10 процентных пунктов. Но это все равно почти треть – 30 процентов. Это репетиторство, парикмахерские услуги, большей частью медицинские услуги и т.п. И налоговая от этом говорит совершенно справедливо.

В начале 2019 года был всеобщий скепсис по поводу эксперимента с налогом на самозанятых. Говорили, что ничего не получится, что это ерунда. Но если в январе это были 8 тысяч человек, то по итогам первого полугодия – как минимум 120 тысяч человек зарегистрировались как самозанятые. И это только в четырёх регионах России. А если это распространить на все субъекты федерации? Получается, что это достаточно серьёзный стимул, когда платишь 4 или 6 процентов.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация