Вечерняя смена Без лишних разговоров, или Как побороть спам
Программу "Вечерняя смена" ведут Дмитрий Чернов и Ольга Максимова.
• Житель Орла нашёл способ борьбы с навязчивыми предложениями услуг банка. Жители России частенько жалуются на рекламные смс-рассылки. Причём не только от банков, но и от магазинов, юридических служб, компаний, представляющих различные социальные услуги. Ежегодно поступают десятки таких обращений, и алгоритм борьбы давно выработан. Но если смс можно натурально показать в контролирующем органе, то телефонный звонок – дело иное. И вот выход нашёл житель Орла. У мужчины попросту лопнуло терпение, ему надоели звонки от представителей одного из российских банков, который пытался навязать услугу. Заявитель записал телефонный звонок и обратился с жалобой в антимонопольный орган. И дальше суд встал на сторону заявителя.
Эксперт – генеральный директор юркомпании "Юрвиста" Алексей Игоревич Петропольский.
А. Петропольский: Читал об этой истории, изучал, и, более того, сам сталкивался не один раз.
Это всё-таки прецедент? Если мы эти раздражающие звонки запишем, потом обратимся с заявлением в суд, скажем, что нас донимают, приложим записи, и дело у нас в шляпе?
А. Петропольский: Увы, нет. Если бы так всё было просто, то не было бы такого количества звонков каждый день нам, смс-рассылок и прочего. Зачастую выявить конкретно то лицо, которое занимается прозвонами и рассылками, невозможно. Да, часто нам люди представляются сотрудниками банка, некими коммерческими организациями, которые предлагают участие где-то или заработать что-то, но фактически, как только вы выявите этот номер, будет запись или не будет записи, и попытаетесь обратиться в правоохранительные или в антимонопольные органы, или куда угодно, то выявить конкретного владельца или того, кто стоит за этим телефонным номером, очень проблематично. И, как правило, заявления в 99 процентах случаев заканчиваются ничем.
Что значит "донимают"? Как правило, если звонят и предлагают какие-то банковские услуги, кредит или карту нового статуса, они начинают разговор с вопроса, есть ли у принимающего звонок возможность сейчас разговаривать. И получается, что не донимают?
А. Петропольский: Здесь надо копать немного дальше. Самого юридического понятия "донимать" или "быть настырным" нет. Но есть другой закон, который говорит, что для того, чтобы вам совершить звонок, они должны были узнать ваши персональные данные, которые у нас охраняются законом. То есть, когда вам звонят, они знают, как вас зовут, знают, что потенциально вы можете приобрести ту или иную услугу или можете заинтересоваться ею. Как правило, все ваши данные были получены этими колл-центрами незаконным путём. То есть, где-то был слив базы, либо вы оставляли где-то на сайтах свои данные. В дальнейшем они продавались, перепродавались и попали в эти колл-центры, которые их обрабатывают. Поэтому если в момент их звонка вы спросите, а откуда они взяли ваши персональные данные, то, как правило, в более чем половине случаев менеджер, который вам звонит, положит трубку, потому что ответа на этот вопрос у него не будет. Потому что ответив, он тем самым нарушит законодательство вдвойне, ибо будет просто вам банально врать.
В подавляющем большинстве случаев звонит вам не банк, не кто-либо из структур, которые его представляют, а звонит колл-центр, который находится где-то в регионе. Там работают сотни, а иногда и тысячи человек в рамках одного офиса, которые получают комиссию от тех предприятий, продукцию или услуги которых они продают.
Все банки платят комиссию за людей, то есть, за приведённого клиента. При этом за выданный кредит топ десять российских банков платят примерно 7-8 тысяч рублей комиссии. То есть, если менеджер сделал тысячу прозвонов и из них пусть пять человек согласятся взять кредит, то это уже 30-40 тысяч рублей заработанных денег. Ну где такие деньги за один день заработаешь? Поэтому это действительно стало крупным бизнесом, который работает как агрегатор. В этом бизнесе работают тысячи человек, они звонят без остановки. Это всё "холодные" продажи, которые осуществляются по так называемым отфильтрованным базам данных.
Самый главный критерий "холодной" продажи в том, что человеку услуга не нужна, а ему её пытаются продать. То есть, вы не сами каким-то образом проявили интерес и набрали компанию, чтобы поинтересоваться той или иной услугой, а ваш номер просто нашли где-то, отфильтровали и пытаются "впарить" вам ту или иную услугу или товар.
А если я являюсь клиентом банка, а он мне предлагает какую-то дополнительную услугу. Например, застраховать свою жизнь. Это является "холодной" продажей?
А. Петропольский: Здесь надо смотреть. Любые банки стараются в договоре об обслуживании прописать то, что они имеют право звонить вам и уведомлять вас о новых услугах и предложениях. И, как правило, договора эти никто не читает, подписывает не глядя, и в этом случае, когда происходит звонок, он происходит абсолютно легально.
Что касается ОСАГО... У меня старая машина уже давно продана, но который год мне ближе к осени звонит одна и та же страховая компания. Думаю, что не одному мне. Таких случаев миллионы. Что делать с подобными звонками?
А. Петропольский: Увы, но звонят вам тоже не сами страховые компании, а те самые агенты, которые получают баснословные комиссии. А номер вашего телефон они взяли, купив "серую" базу данных об ОСАГО где-то на радиорынке за небольшие деньги. Каким-то образом их остановить можно только через правоохранительные органы, но они такие заявления отрабатывают неохотно.
Но самое первое, что нужно сделать, это записать номер, написать заявление и, если получится, записать разговор. Но что касается конкретно ОСАГО, есть ещё одна вещь. Если вы купите такое ОСАГО, то в 30-40 процентах случаев вам продадут "левый" полис, который напечатан на принтере и который по факту никаким ОСАГО не является. Простая бумажка. Обычно человек приезжает в офис, он привозит с собой полис, забирает деньги и пропадает. После этого он уже телефон не берёт. И когда вы забьёте этот полис ОСАГО на сайте РСА, где можно по номеру пробить: настоящий он или нет, вы узнаете, что вас облапошили на 10 или 20 тысяч рублей. А если это будет КАСКО, то на ещё большую сумму.
А что мешает пробить полис ОСАГО до того, как будут переданы деньги?
А. Петропольский: Знание людей. Это самое главное. Люди доверяют вовсю.
А что можно сделать, чтобы вам в почтовый ящик не засовывали бумажный спам?
А. Петропольский: Как правило, люди, которые занимаются такой рекламной информацией, не имеют лицензии на право распространения рекламы. И в случае, если довести до суда такое распространение, а любое физическое лицо может подать иск к компании, которую в листовке рекламируют, и добиться в рамках суда привлечения её к административной ответственности, то, скорее всего, конкретно в ваш почтовый ящик данный спам не положат. Но надо понимать, что усилия одного человек и его конкретные действия приведут действительно к тому, что к нему рекламу класть больше не будут, но в целом собаки лают, караван идёт.
Самая большая проблема в той же Московской области – это наклейки на картонках на деревьях при въездах в СНТ, в деревни и посёлки. Бетон, насос, щебень, уголь и прочее. Забивают объявления на фанерках в деревья огромными гвоздями, приматывают их проволокой, и деревья потом умирают. Причём довольно быстро: год-два и они мертвы. С этим пытаются бороться, действительно даже к уголовной ответственности привлекают такие компании. Но даже реальный уголовный срок, реальное лишение свободы не влияет на этих подлых рекламодателей. Они продолжают гвозди вбивать и дело своё делать.
Я уверен, что если ввести штрафы, эквивалентные сотням тысяч рублей или миллионам рублей, и действительно судебная практика и прецеденты встанут на сторону пользователей и будут выплачивать эти компенсации им, то коренным образом изменится ситуация на рынке. Все недобропорядочные предприниматели канут в Лету, потому что их завалят штрафами, их будут быстро выявлять, и количество обеспокоенных граждан, выполняющих свой гражданский долг, будет расти кратно.
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"