Актуально Очередной инцидент над нейтральными водами Балтики
И. Коновалов: Сейчас по насыщенности подобными инцидентами отличаются два региона – Балтика и Чёрное море. Периодически российской авиации по самым разным причинам приходится оттеснять западные самолёты от наших границ или от самолётов с министром обороны. Проводятся подобные маневры, чтобы показать пилотам США и НАТО, что безнаказанно действовать они у российских границ не могут, а тем более угрожать самолёту министра обороны.
Пилоты F-18 понимали, что это за самолёт, к которому они пытались приблизиться?
И. Коновалов: Они заявляют, что не знали, кто там находится. Но дело в другом. Существует транспондер, который, если его держать включённым, определяет тип самолёта. НАТО тут же признало, что они очень быстро выяснили, что это за самолёт. То есть, это была показательная акция, в которой они в который раз показали себя достаточно в неприглядном свете. Зачем надо было нарываться, если было понятно, что их очень быстро отгонят.
НАТО пытается показать и доказать России и всему остальному миру, что Балтика – это их территория, но совершенно очевидно, что Россия этого не признаёт. Поэтому я не думаю, что подобные инциденты впредь не будут повторяться. Они раз за разом будут пытаться это сделать. Лётчики НАТО в большинстве случаев не включают транспондеры, потому что они действуют рядом с российскими границами исключительно с разведывательными целями. Поэтому самолёты-разведчики, RC-135, например, который чаще всего попадается около российских границ, естественно не летают с включёнными транспондерами. Потому что это самолёт-разведчик, он идёт и просматривает российскую территорию, находясь в нейтральном небе, его аппаратура позволяет увидеть очень далеко. И понятна ситуация, когда появляется российский самолёт и просто отгоняет его. Потом эти господа делают заявление, что российский лётчик действовал непрофессионально, хотя как раз, наоборот, профессионально действовали наши, потому что не применять же оружие, когда нужно просто отогнать. А как отогнать? Надо оттеснить. Ну а то, что они потом памперсы меняют, это их уже проблема. В советские времена дело в подобных ситуациях доходило даже до стрельбы.
А будет ли министерство обороны направлять в НАТО какие-то официальные бумаги по поводу инцидента?
И. Коновалов: Сейчас ситуация сложная, потому что прямые контакты у нас фактически прерваны. Было вроде бы как два заседания Совета Россия-НАТО, но на самом деле никакого серьёзного обсуждения имеющихся между сторонами проблем не было. Поэтому с натовской стороны, единственное, что было бы правильным, если бы они это сделали, это принести извинения и назвать чётко, кто управлял самолётом в этот момент. Это просто было бы полезно нам знать на будущее, что это за человек.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.