Актуально Правительство готово ввести запрет на экспорт леса в Китай
• Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин дал очень большое интервью газете "Ведомости", в котором сообщил, в частности, о том. что как-то не очень хорошо себя китайцы ведут с вырубкой леса в России. И что Россия вообще сможет полностью запретить экспорт леса в Китай, если Китай не поможет в решении проблем с нелегальной вырубкой этого самого леса.
Где китайцы рубят лес и в каких масштабах?
А. Ярошенко: Китайцы рубят лес в основном в Китае. А в России лес рубят российские компании либо компании, принадлежащие китайским компаниям, но в лесу в основном работают российские граждане. Есть такая легенда о том, что китайцы рубят лес. В основном они древесину или продукцию её переработки просто скупают.
Каковы масштабы незаконных вырубок леса?
А. Ярошенко: А это смотря, что считать незаконными рубками. Если именно "чёрные лесорубы", которые без разрешения, без ведома органов власти приходят в лес и рубят там его, воруют, исчезают, никто не знает, кто это такие, то это порядка 1-2 процентов.
Если брать то, что рубится сверх разрешения или с нарушением правил, но легальными лесорубами (это могут быть "липовые" санрубки, когда лес объявляется больным), то это где-то в сумме наберётся от 16 до 20-25 процентов, по разным оценкам. Точность оценок не очень высокая, но порядка одной пятой или одной шестой части от общей заготовки. Это уже прилично, но это всё легализованные рубки и все "белые" или "серые" лесорубы. Можно их по-разному называть. А вот эти огромные площади, которые видны по космоснимкам, в Приангарье и на Дальнем Востоке, а тайга действительно исчезает очень быстро, – это всё полностью легальные лесозаготовители, которые лес или арендуют, или получают в постоянное пользование, действуют в полном соответствии с российскими законами. То есть, лес рубится так бесхозяйственно не потому, что кто-то нарушает законы, а потому, что наши законы это допускают, а во многих случаях даже этого требуют.
А требуют в каком смысле?
А. Ярошенко: Например, они указывают, что рубки...
Это те самые санитарные рубки?
А. Ярошенко: Санитарные рубки – это вольное толкование законов. Они, конечно, не требуют таких санитарных рубок. Но рубки на большой площади по 50 га, типичные для российской таёжной зоны, это требование Правил заготовки древесины. Там прямо указаны организационно-технические параметры лесосек. То есть, то, что у нас используются сплошные рубки на большой площади, прямо вытекает из Правил. И если арендатор получает лес в аренду, то у него в договоре будет прямо прописано, что он заготавливается такой-то объём древесины сплошными рубками. А дальше он составляет проект освоения лесов, подаёт на госэкспертизу. Без госэкспертизы, без проекта он рубить не сможет, это будет незаконная рубка и его почти сразу поймают, поэтому так почти никто не делает. А когда он прошёл госэкспертизу, он рубит в соответствии с этим проектом.
То есть, фактически все всё одобрили, все действуют по закону, а китайцы тут вообще ни при чём. Кроме того, что они лес покупают, и поэтому рубят лес в таких масштабах. Хотя опять же в законе прописано. что меньше рубить нельзя. Но насколько я помню, в этом законе по заготовке леса, который был принят относительно недавно, есть и обязательства высаживать лес, как бы восстанавливать его. А эта часть закона выполняется?
А. Ярошенко: У нас законов на эту тему принято много. С тех пор, как в стране приняли новый Лесной кодекс в 2006 году, в него уже внесено одними только федеральными законами 46 наборов поправок. То есть, 46 законов, которые меняли Лесной кодекс. В России никогда в истории лесное законодательство не менялось так часто. Поэтому человек, работающий в лесу, а ведь кроме закона есть ещё и правила, которые под закон каждый раз переписываются, даже не может обычно уследить за всей этой чехардой.
Что касается лесовосстановления, то это сложный процесс. Для того чтобы получить молодой ценный лес, его мало посадить или обеспечить естественное его восстановление, за ним требуется уход на протяжении примерно 20 лет. По правилам, 20 лет – это период рубок и ухода за молодняком. И если этого ухода не делать, то тогда что бы там ни сажали, как бы там ни сажали в абсолютном большинстве случаев вырастают все те же берёза и осина, которые и так вырастут естественным образом.
Наши Правила ухода не требуют. Они требуют лишь выполнения первых стадий лесовосстановления, чтобы воткнуть сеянцы и отчитаться. А через примерно 8-10 лет проводится чисто бюрократический ритуал перевода земли в покрытую лесом площадь, сейчас он называется отнесение к покрытым лесом землям и всё. Дальше об этом люди забывают. Какой-то уход, если и проводится, то обычно тяп-ляп, а чаще всего не проводится совсем. И всё, что сажают на протяжении очень многих лет, гибнет. В России за послевоенный период площадь, на которой было проведено лесовосстановление, составляет около 100 млн гектаров. Это совершенно гигантская площадь. Если бы всё, что формально восстановили, в лесу сейчас росло, у нас бы не было вообще проблемы с истощением лесов.
В последнее время всё чаще озвучивается идея, чтобы крупные компании брали на себя уход за лесом в том регионе, где они работают. Как вам эта идея?
А. Ярошенко: В тех лесах, где они работают, это и так на них лежит. То есть, никто другой в их аренде этого сделать не сможет. В любом случае это их обязанность. Это прямо прописано в Лесном кодексе, что всё лесовосстановление, весь уход за лесом, в том числе в арендованных лесах, – это обязанность арендатора.
В России сегодня наблюдаются явные проблемы с медициной и образованием. Давайте, условно, какую-то "Северсталь" обяжем людям зубы лечить, а какой-нибудь другой компании вроде "Роснефти" – ещё что-нибудь поручим. Но это не очень хорошая идея, потому что лесовыращивание – это такая же профессиональная деятельность, достаточно сложная, как и любая другая. Здесь нужны специалисты. Это не правильно, если непрофильные компании будут заниматься этой достаточно сложной деятельностью, с которой сейчас не справляются даже профильные министерства и ведомства. Трудно предположить, что непрофильные компании вдруг начнут с этим справляться. Такого не бывает.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.