Вечерняя смена Рассказ о Кузбассе и медиафоруме "Чёрное золото России"
Программу "Вечерняя смена" ведут Дмитрий Чернов и Ольга Максимова.
С 14 по 16 августе в Междуреченске (Кемеровская область) прошёл медиафорум "Чёрное золото России-2019". На него съехались журналисты из всех угледобывающих регионов нашей страны. На форуме были представлены работы журналистов, рассказывающие о самом тяжёлом в мире труде шахтёров. Участники форума спускались под землю на глубину 420 метров в шахте "Распадская". Вдохновителем и организатором медиафорума выступил руководитель ГТРК "Кузбасс" Андрей Андреев.
В свете той катастрофы, которая сейчас происходит с лесами в Красноярском крае, как вы сохраняете лесное великолепие Кузбасса, как защищаете лесные территории, планируете какие-то программы?
С. Цивилёв: У нас есть своя кузбассовская программа. Мы проанализировали все точки возникновения пожаров за всю историю, сколько у нас было данных. Соответственно, вырисовались территории, на которых часто возникают пожары. Мы просто собрали всю статистику, потом её проанализировали и систематизировали. Поэтому мы знаем, на каких территориях, с какой периодичностью и когда примерно возникают пожары. Соответственно, мы именно на этих территориях сосредоточили своё основное внимание.
Нами была сделана диагностика всех территорий и через спутник, и с использованием беспилотных летательных аппаратов. У нас они свои приобретены, это не дроны, а беспилотные самолёты, которые летают на большие расстояния. И основное дело сделано: эти зоны максимального риска возникновения пожаров у нас чётко очерчены. За этими зонами установлен постоянный контроль. Причём в контроле принимают участие и сотрудники МЧС, и главы территорий и администраций, и неравнодушные жители, и волонтёры, и охотники, и лесники. Все занимаются этим. Создана целая система контроля именно за этими территориями. Цель – как можно быстрее сообщить о возникновении пожара. Потому что, чем быстрее мы получим информацию, тем меньше будут последствия.
То есть, первый шаг – это детальный анализ данных за многие годы и выявление очагов повышенного риска возникновения пожаров.
Второй шаг – это чёткая система мониторинга за состоянием этих очагов, причём многоуровневая система мониторинга.
Третий шаг – мы не жалеем сил и средств на тушение пожара. Как только он возникает, мы бросаем все силы и средства сразу на его тушение. В то же время мы не занимаемся подсчётом возможных потерь, сколько это будет стоить. Мы сразу бросаем силы на тушение, потому что, по нашему опыту, мы знаем, что любая задержка обойдётся потом гораздо дороже. Мы всё это проанализировали и пришли к выводу, что дешевле всего, когда только пожар возник, то ты сразу все силы на него бросаешь. В результате за эти полгода у нас было 55 серьёзных очагов горения, мы их все потушили, при этом потери лесного фонда на эти 55 модных очагов возгорания составили всего 540 га. Это результат своевременного определения очага возгорания и быстрой концентрации всех усилий в эту точку. Это даёт очень серьёзный результат. Вот и весь секрет успеха.
Ещё один вопрос связан с проблемой, с которой в государстве решили бороться, это проблема мусора. У вас здесь довольно экологичная территория. А как вы будете решать вопрос мусора?
С. Цивилёв: Мы действуем строго в соответствии с законодательством. У нас Кузбасс разделён на зоны. Есть Южная зона и Северная зона. У нас выбраны операторы. Они приступили к работе, мы операторов поддержали. Проводим большую просветительскую работу среди населения. Этим мы помогаем и поддерживаем операторов. Не могу сказать, что произошёл сильный рывок, но тенденция очень хорошая. Больше даже, на первое место сегодня выходит проблема изменения мышления наших жителей. Не все люди, которые живут в частных домах, хотят заключать договоры на вывоз мусора. В различных районах и территориях от 10 до 20 процентов всего мусора приходятся на заключённые договоры. Соответственно, с остальными получается как потери для оператора. Далее, ведётся очень серьёзная работа, чтобы разделять отходы. К этому надо приучать жителей с детства. Мы же не были к этому приучены, правильно? Мы сейчас идём через детей, проводим в жизнь интересные программы по разделению отходов, особенно токсичных, таких как батарейки и пластик. Почему пошли через детей? Потому что взрослых уже трудно перестроить, а дети влияют на взрослых гораздо больше, чем все средства пропаганды. Поэтому основные усилия мы делаем на детей, даже отдельные детские программы по разделению мусора у нас есть.
Вот в Междуреченске есть такая детская программа по разделению мусора. Она в Междуреченске работает. Зайдите – посмотрите. Мэр города Владимир Николаевич Чернов организовал это для детей. Думаю, что это только начало. Неплохой результат уже есть., и я думаю, что мы приведём в порядок, добьёмся высоких результатов и по твёрдым бытовым отходом.
Мы же ещё параллельно сейчас начали не только занимать системой сбора и утилизации того, что мы производим. У нас ещё огромное наследие в виде мусорных свалок по всей стране. Мы ещё параллельно занимаемся ликвидацией накопившихся старых мусорных свалок. Работа эта объёмная, но самое главное, что есть чёткая понятная система, план движения и есть уже первые результаты, которые позволяют нам с оптимизмом смотреть на будущее твёрдых бытовых отходов.
Не могу не спросить, край ведь у вас шахтёрский, какие принимаются меры безопасности, как модернизируются шахты, что в этом смысле вообще происходит?
С. Цивилёв: Полностью защитить шахтёра от гибели или получения травмы практически невозможно. Мы все равно должны понимать, что шахтёрский труд или шахтёрская профессия – одна из самых опасных. Но это не значит, что мы ничего не должны делать. Наоборот, мы понимаем, что это одна из самых опасных профессий в мире. Мы очень ценим жизнь и здоровье наших людей, поэтому промышленная безопасность, охрана здоровья человека для нас самая главная задача. Мы вводим самые современные технологии и по подземной добыче, и по открытым горным работам, и по промбезопасности. Поэтому, как я рассказывал, мы объединили всю угольную отрасль, обмениваемся лучшими достижениями, зарубежных экспертов приглашаем, везде ездим, по всем выставкам, все наши угольщики там разыскивают самые лучшие достижения и все их у себя здесь внедряют. Прямо сюда затаскиваем лучших производителей систем промбезопасности. На разработку этих систем промбезопасности и нацелена вся наша наука. Мы технологический рывок сделали очень большой с точки зрения установки у нас самых современных систем безопасности. Такой революционный рывок принёс свои результаты. У нас стало гораздо меньше, просто намного меньше происшествий. И мы эту работу дальше продолжаем, потому что пределу совершенства нет.
Но сейчас уже на первый план выходят другие проблемы. Во-первых, в промбезопасности на первый план выходит человеческий фактор. Потому что какие бы ты системы безопасности ни ставил, все равно, если человек не выполнит определённые правила, то произойдёт гибель людей. Все последние случаи, которые у нас были, они все в большинстве своём связаны как раз с человеческим фактором. Причём под действие "человеческого фактора" попадают даже люди с очень большим опытом работы и высоким уровнем профессионализма. Мы сейчас изучаем и это новое явление. Суперпрофессионал, а почему-то потом сам же нарушает правила. И, как это было на одной и шахт, он полез туда, куда лезть не было необходимости. Причём ему даже его подчинённые, менее авторитетные, говорили, что туда лезть нельзя, он на все махнул рукой, заявил, что знает, что делать, полез и всё закончилось тем, чем закончилось. Поэтому мы сейчас сделали очень серьёзный упор в своей работе именно на воздействии человеческого фактора. Это и постоянные тренинги, и постоянный опрос перед каждым отправлением в шахту. Мы сделаем такую систему контроля, в которой действия человека будет полностью оценивать автоматика. И если человек начинает что-то делать не так, ему идёт сигнал о нарушении, и у диспетчера сразу звучит сигнал о нарушении. Потому мы вводим очень серьёзную ответственность всей бригады за нарушение техники безопасности. И самое главное, что нарушение безопасности теперь сигнализируется. Эти новые системы автоматизации мы в том числе разрабатываем, Кузбасс разрабатывает. Они ещё только первые шаги по ним делаем, но уже очень интересные результаты появляются. Этот комплекс работ по технической оснащённости системами безопасности, по обучению людей и по внедрению систем безопасности, которые контролируют действия человека. То есть, этот разноплановый комплекс мер даст нам ещё очень серьёзные положительные результаты. То есть, динамика у нас резко вниз идёт.
Говорят о том, что мы динамику получили только за счёт того, что стало меньше шахт и больше мы стали добывать угля открытым способом. Да, конечно, это влияет, но если взять отдельно просто шахты и не связывать их с открытыми горными работами, или если мы анализируем просто шахты, то мы видим, что за короткий срок кардинальное резкое падение случаев травматизма, не связанного с открытыми горными работами.
Ещё раз говорю, что на первый план сейчас выходит человеческий фактор, и мы его ещё до конца не преодолели, сделали только первые шаги в этом направлении, но мы понимаем, куда надо идти, как это надо делать, поэтому будут ещё лучше у нас результаты. И мы должны постоянно, конечно, заботиться не только о травматизме, но и заниматься охраной здоровья. Шахтёры приобретают специфические заболевания. Эти заболевания понятны. Мы создаём новые правила профилактики этих специфических заболеваний и диагностики. Ввожу обязательное жёсткое требование – прохождение ежегодной диспансеризации с диагностикой. И задача диспансеризации – на первых шагах поймать развитие того или иного профессионального заболевания, используя современные методики, которые мы сейчас внедряем. Быстро его купировать, не дать развиться этому профессиональному заболеванию. Работа такая многоплановая ими ведётся.
Полностью интервью с руководителем Кемеровской области Сергеем Цивилёвым слушайте в аудиозаписи программы.
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"