Актуально Сколько времени требуется на выполнение домашних заданий

20 августа 2019, 12:27

Роспотребнадзор вычислил время, которое школьники должны тратить на выполнение домашних заданий.

Одного не могу понять: дети все разные, на выполнение одного и того же задания одному ребёнку нужно пять минут, другому – пять часов. Роспотребнадзор, когда считал время, какого он себе ученика представлял? Можете описать портрет этого ученика?

О. Фёдоров: Мне кажется, как и много в нашем образовании, наверное, как и в любой другой большой системе образования, всё делается в расчёте на некое усреднённое понимание того, сколько времени нужно. Затраты времени и трудоёмкость считаются…

От балды?

О. Фёдоров: Я хотел избежать таких не очень политкорректных терминов, но, вообще говоря, да. Это очень умозрительное представление. Серьёзных научных исследований на предмет того, как меняется скорость мышления, какая разница в скорости при выполнении тех или иных заданий у различных учеников, просто нет. И я не вижу, что они будут когда-то проведены в обозримом будущем. Тем не менее, это важная история. И здесь принципиальный вопрос заключается ещё и в том, что много говорится об отказе от домашних заданий как таковых. Это вызывает определённое сопротивление со стороны учительского корпуса, потому что все те, кто работал в школе, представляют, что закрепить материал все равно нужно дома, что ученику нужно остаться один на один с материалом, чтобы всё-таки как-то его осмыслить. Думаю, что наше стремление контролировать и регламентировать всё не очень оправдано с научной точки зрения. Все подобные циркуляры, которые бесконечно появляются, серьёзно мешают работать учителю и завучу.

Роспотребнадзор, видимо, выпустил всё-таки рекомендации. Не уверена, что они будут обязательны для учителей. Но если вдруг учителей заставят ориентироваться на эти параметры, то получается, что учитель должен будет сидеть дома и формировать для умозрительного ученика примерное домашнее задание, понимая, что ученик точно на что-то потратит полтора часа во втором-третьем классе, а в пятом классе ученику на какое-то задание потребуется 2,5 часа? Так что ли будет происходить?

О. Фёдоров: Я оптимист. Но хочу сказать одно: на самом деле домашние задания, их объёмы и стремление регулировать их каким-то образом, хуже всего отражаются на детях-отличниках и на детях-перфекционистах, потому что именно эта категория обучающихся стремится выполнять всегда всё. И когда они понимают, что у них не хватает времени и сил на домашнее задание, у них возникает стресс. Ну и дальше понятно, что происходит. Среднестатистический троечник не будет выполнять задание, будь в нём или одна задачка по математике, или десять задач. Мы должны понимать, что реальность серьёзно отличается от наших представлений об этой реальности. Потому что мы думаем, что, если учитель задал домашнее задание, значит, все пошли его делать. Но это далеко не так. И поэтому возникают вопросы. Мне кажется, если подводить черту под разговором про домашние задания как форму учебной деятельности, то они должны каким-то существенным образом видоизмениться, трансформироваться, они должны перестать быть рутинными операциями и должны носить какой-то более интересный формат для детей, которые могут действительно самореализовываться через эти задания.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация