Авторские материалы Опасные мыши
Персоны
В Саратовской области сохраняются высокие риски заболевания геморрагической лихорадкой с почечным синдромом. Переносят вирус мелкие грызуны, причем это происходит в равной степени в городе и селах. С мая диагноз поставлен более чем тысяче человек. Одна женщина скончалась. Малознакомым для многих недугом заинтересовался даже Следственный комитет. В Саратове сейчас проверяют, насколько местные чиновники Роспотребнадзора умело противостояли вспышке лихорадки. Подробности – у обозревателя «Вестей ФМ» Сергея Артемова.
Геморрагическая лихорадка. Да не простая, а с почечным синдромом. Нынешним летом она испортила здоровье и настроение многим горожанам и селянам в Саратовской области. Как рассказал нам официальный представитель Минздрава региона Александр Колоколов, число заболевших в последние недели идет на спад. Однако цифры представляются в любом случае серьезными.
КОЛОКОЛОВ: На сегодняшний день у нас количество госпитализируемых, по сравнению с маем, сократилось в 4 раза. В больницах остаются около 140 человек с подозрением на лихорадку неясной этиологии. Все получают необходимую помощь в полном объеме. В целом, если с мая месяца, у нас зарегистрированы 1140 случаев – лабораторно подтвержденных – геморрагической лихорадки с почечным синдромом.
Основной очаг заболевания – это сам Саратов, а конкретно – природный парк «Кумысная поляна» и Татищевский район. Но с жалобами на симптомы этой лихорадки обращались к врачам этим летом жители еще 11 районов области. В наиболее активный период заражения – в конце июня – в больницах одновременно находились почти 400 человек.
В Саратовской области геморрагическая лихорадка с почечным синдромом – постоянное явление, рассказал нам доктор медицинских наук, врач-иммунолог Владислав Жемчугов.
ЖЕМЧУГОВ: Саратовская область – она всегда. И в полях, и в лесах – севернее и южнее, там, где мыши. Мыши заражены, они – носители, и все вспышки связаны с распространением, увеличением поголовья мышей. В этом году – всплеск поголовья мышей. Это – вирусное тяжелое заболевание, которое поражает сосуды всего организма. Больше всего их видно, конечно, в глазах, потому что первым делом – кровоизлияния насыщенные, красные глаза, и почки чувствительны очень. Тяжелейшее заболевание с большим количеством летальных исходов.
Профилактических уколов от этой болезни наука еще не придумала. В начале июня в Саратове скончалась женщина. Врачам пока удается спасать сотни пациентов, однако у многих на всю жизнь может остаться почечная недостаточность. Статистика показывает резкий рост диагнозов в нынешнем году. В 2016-м было 75 случаев, в 2017-м – 108, год назад – 122, а сейчас – более чем десятикратный рост: до 1300.
И свой вклад во вспышку заболеваемости вносят многие грызуны, замечает врач-терапевт высшей категории Алексей Водовозов.
ВОДОВОЗОВ: Это – рыжая полёвка, лесная мышь, домовые мыши, крысы и так далее, поскольку они носят вирус постоянно в себе, они являются резервуаром – бессимптомно. Через высохшие, предположим, фекалии могут передавать его нам. Здесь есть несколько вариантов – например, если мы употребляем продукты, которые загрязнены выделениями этих грызунов и не прошли достаточную термообработку. Возможен контакт через поврежденную кожу и слизистую, если человек непосредственно этих грызунов отлавливает, руками их держит, или – какие-то инфицированные объекты внешней среды, что называется, то есть сено, хворост и так далее, то есть везде, где эти животные пробегали.
Следственный комитет по Саратовской области объявил о проверке действий регионального управления Роспотребнадзора, чиновники которого якобы не столь быстро и не столь полно, как требовалось, реагировали на эту, по сути, микроэпидемию.
Областное правительство еще 3 года назад утвердило программу по предупреждению лихорадки. Роспотребнадзор, по крайней мере, на своем сайте регулярно предупреждал об ее опасности – как ему было приказано в документе. А вот с дератизацией во всех угрожаемых районах, вероятно, не все ладно – весеннее опыление химикатами, как оказалось, не предотвратило последующее заражение людей. И экстренная вторая дератизация, оплаченная еще в июле из областного бюджета, до сих пор не завершена. И за нее как раз Роспотребнадзор тоже отвечает.
Так или иначе, полагает Алексей Водовозов, расследование необходимо.
ВОДОВОЗОВ: Должно проводиться эпидемиологическое расследование, для того чтобы мы сказали: что конкретно произошло? Потому что, например, как это бывает с природно-очаговыми инфекциями, с той же чумой, не исключено, что просто в той же популяции мышей резко увеличилось количество носителей. Это – один из вариантов. Второй вариант – что люди в ходе своей хозяйственной деятельности дошли до какого-то природного очага и начали его активно осваивать, застраивать, либо какие-то промышленные или сельскохозяйственные предприятия там получились – и из-за этого увеличился контакт.
Проникновение вируса в организм может быть незаметным. Так, еще в апреле саратовский Центр гигиены и эпидемиологии выпустил инструкцию для дачников, которые впервые собирались посетить свои участки после зимнего перерыва. И указал на обязательную влажную уборку с хлоркой всех помещений на участке. Притом – в плотных марлевых повязках и перчатках. Которые затем – обязательно сжечь. И это – серьезная и обоснованная рекомендация, отмечает Алексей Водовозов.
ВОДОВОЗОВ: Вакцины не существует пока что, и единственный вариант профилактики – работать в тех очагах, где идет либо уничтожение грызунов, либо где мы точно знаем, что их там много, этих грызунов. Это – различные сельскохозяйственные склады, сеновалы и прочее, и прочее – в респираторах! А именно – в респираторах, которые плотно прилегают ко рту и носу и обеспечивают достаточную защиту органов дыхания от контакта с пылевой субстанцией.
Количество жалоб на мышиную лихорадку в Саратовской области постепенно снижается, однако даже приход холодов угрозы заражения не снимет – грызуны часто переселяются в дома, хозяйственные строения и подвалы, невольно становясь гораздо более тесными соседями с людьми.