Актуально Москва не рвётся в Совет Европы, если её там не хотят видеть
Какую-то изюминку имела встреча Владимира Путина с президентом Финляндии Саули Ниинистё?
Н. Межевич: Российско-финские встречи изначально имеют изюминку. И вот в чём она заключается. Финляндия, в общем-то, небольшая страна. Иногда её даже называют малой страной Европы, хотя это не совсем так. Однако масштаб тем, которые обсуждают президент Финляндии с российским президентом, премьер-министр Финляндии – с российским премьер-министром, министры наши и финские между собой, губернаторы, учёные, очень и очень велик.
Почему так сложилось? Исторически это идёт ещё от итогов Великой Отечественной и второй мировой войн, когда мудрая позиция, связанная с ненаказанием Финляндии по результатам её участия в войне на стороне Германии, в известной степени позволила подвести черту под взаимными обидами 20-х и 30-х годов. И сначала возникла линия Паасикиви – Кекконена, которая потом привела Л. Брежнева в Хельсинки в 1975 году на переговоры с американским коллегой. Сегодня даже трудно оценить, как это было значимо после долгих десятилетий взаимных ядерных угроз. Неслучайно и сегодня, если предполагать, где может состояться нормальная, эффективная, большая встреча президентов России и США, вариантов, помимо Хельсинки, мягко говоря, не много. Поэтому это первая особенность этих встреч.
Вторая особенность. На встречах всегда обсуждаются две группы вопросов. Стандартная – российско-финские отношения. И хотя президент Финляндии в этот раз сказал, что между странами нет проблем, это не совсем так. У наших стран нет нерешаемых проблем, а проблемы возникают постоянно, в том числе в сфере торгово-экономических отношений. Более того, они не могут не возникать, учитывая объёмы наших торговых связей.
У нас есть уникальные проекты. Это тоже специфика отношений со страной, полноценно и давно входящей в Европейский союз. Я имею в виду строительство российскими специалистами атомной электростанции "Ханхикиви-1" в Северной Финляндии. Кто ещё из стран ЕС принял такое решение и справедливо оценил действительно блестящие достижения нашего "Росатома"? Скажем прямо, таких стран в Европе не много. В мире – много, а в Европе нет. Эти проблемы тоже наверняка обсуждались. В том числе механизм финансирования финской компанией "Fortum", крупнейшего инновационного бизнеса в Финляндии, бизнеса с Россией, в том числе сфере энергетики, огромные совместные программы в пищевой промышленности и в сфере экологии.
Что ещё было важно? Предложение финского президента, сделанное ещё в 2018 году, по вопросу безопасности в регионе Балтийского моря: летать военным самолётам на учениях или просто во время полётов с включёнными транспондерами, которые указывают, что за самолёт летит, чтобы не было необходимости каждый раз поднимать в воздух той или иной стороне авиацию для того, чтобы убедиться, что это обычные плановые учения страны-соседа. В российско-финских отношениях такой климат доверия есть. Но надо учитывать, что Финляндия – не член НАТО. Вот недавно финский корабль заплыл на 600 метров в российские территориальные воды. Не успели мы обидеться, как финны уже прислали извинения. Я уверен, что, если бы с нашей стороны было бы подобное ненамеренное нарушение, мы бы тоже нашли возможность урегулировать наши отношения. Но ведь с Эстонией, которая напротив Финляндии находится, ничего подобного нет. Мы оттуда слышим постоянны угрозы. Поэтому любые переговоры с Финляндией – это повод для того, чтобы задуматься нашим соседям в Таллине, Риге, Вильнюсе, Варшаве, Берлине и т.д., а правильно ли они ведут линию в отношении России? А не загнали ли они сами себя в тупик санкциями, угрозами и т.д.? В этом отношении нет ничего лучше и значимее, чем переговоры с Финляндией.