Актуально Авиационно-космический салон стартовал в Жуковском
На что стоит обратить внимание на MAKS 2019? Понятно, что первые дни работы салона только для специалистов, но в выходные дни на МАКС смогут попасть все желающие.
О. Пантелеев: На площадке МАКС действительно ожидается большое количество любителей авиации с пятницы по воскресенье. На эти дни запланирована очень масштабная демонстрационная программа. Будут выступления восьми пилотажных групп, а также специальные программы. Например, впервые истребители Су-30СМ покажут элементы ближнего воздушного боя с применением сверхманёвренности. Состоится финал соревнований по высшему пилотажу на поршневых самолётах на Кубок MAKS.
Но вообще главной премьерой МАКС в 2019 году является демонстрация среднемагистрального самолёта МС-21. В выходные дни он также будет участвовать в программе демонстрационных полётов. Подготовлена очень зрелищная и захватывающая программа. Большая машина будет выполнять чрезвычайно элегантно манёвры с углом крена до 90 градусов.
Также будет показан самолёт пятого поколения – истребитель Су-57. Ранее на МАКСе он летал, сейчас в программе выступлений заявлены четыре самолёта. И что будет новацией 2019 года – на статической стоянке будет стоять Су-57, где его можно будет разглядеть поближе.
Уже состоялась презентация вертолёта "Ансат", выполненного в стиле "Аурус". Компания НАМИ, которая является разработчиком семейства автомобилей "Аурус", приняла участие в разработке салона вертолёта, и сегодня можно с лимузина пересесть на вертолёт, ни капельки не потеряв в комфорте, удобстве. С эстетической точки зрения это тоже очень привлекательная машина.
А частные легкомоторные самолёты они не собираются делать после вертолёта в стиле "Аурус"?
О. Пантелеев: Полагаю, что это следующий шаг. В любом случае создатели семейства "Аурус" уже почувствовали вкус к авиации и к небу, думаю, что продолжение последует.
Если вернуться к авиации, то на МАКСе есть ещё ряд новинок. Был вручен сертификат на вертолёт Ми-38 с салоном VIP-класса. Эта машина, которая позиционируется практически как президентский борт, – один из самых крупных в мире вертолётов, который предлагается с VIP-салоном. Так что, конечно, VIP-направленность у вертолётостроителей на нынешнем МАКСе присутствует.
Из иностранных новинок ранее в России не показывался, а теперь прибыл на МАКС бразильский самолёт "Эмбрайер-195" второго поколения (Embraer 195). Машина эта в очень интересной окраске. Кроме того, прилетел на МАКС швейцарский самолёт "Пилатус" ПиСи-24 (Pilatus PC-24). Это "летающий внедорожник", самолёт, который предлагает очень высокий комфорт, но при этом может совершать посадку даже на грунтовые полосы. Полагаю, он вызовет большой интерес у состоятельных людей.
А у нас есть какой-то аналог швейцарской машины? Хотя бы в разработках?
О. Пантелеев: Скажем так: у нас был самолёт Як-40, который активно использовали и в деловой авиации после конвертации салона. Но сейчас эта машина, к сожалению, уже морально устарела, поэтому есть, например, бизнес-версии самолёта "Суперджет", который предлагает очень высокий уровень комфортности.
Но он же не может садиться, где угодно?
О. Пантелеев: Согласен. А вот с "летающими внедорожниками" с VIP‑салонами дело обстоит чуть сложнее. Для ценителей комфорта в условиях отсутствия инфраструктуры мы пока предлагаем вертолёты.
МАКС – это же авиационно-космический салон. Что из космической техники будет на нём представлено? И будет ли?
О. Пантелеев: Как показывает практика, гораздо сложнее привезти на МАКС какие-то натурные образцы авиационно-космической техники, но очень серьёзная и деловая программа, а также различные презентации пройдут. В частности, например, уже подписано Роскосмосом несколько соглашений. Ну а если говорить о каких-то экспонатах, я, к сожалению, такой информацией не располагаю. Больше ориентируюсь на авиационную тематику.
По поводу пассажирских самолётов, которые будут на авиасалоне представлены, в числе которых и наш МС-21, их можно будет только посмотреть в полёте или можно будет внутрь войти, салон посмотреть?
О. Пантелеев: Самолёт МС-21, на котором установлен пассажирский салон, присутствует на статической стоянке, но, к сожалению, для массового посещения он не будет открыт. Его смогут осмотреть только делегации и представители авиакомпаний – потенциальных заказчиков. Поэтому придётся пару лет подождать, прежде чем этот самолёт появится на рейсе регулярной авиакомпании и можно будет оценить все достоинства его салона. К сожалению, в таком же режиме будет работать и салон российско-китайского самолёта CR-929. Макет фюзеляжа, в котором есть и салон первого класса, и бизнес-класса, и экономического класса, установлен в отдельном павильоне, но, увы, вход в павильон будет открыт только для официальных делегаций.
Слышала, что среди пилотажных групп будут лётчики из балтийских стран?
О. Пантелеев: Совершенно точно. Две прибалтийских пилотажных группы будут. Но если команда Baltic Bees ("Балтийские пчёлы") хорошо известна российским любителям авиации, она неоднократно прилетала в нашу страну, то группа ANBO будет на МАКС впервые. Это, в общем, своего рода новинка международного авиационного салона.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.