Актуально Камчатским рыбакам построят большой морозильный траулер

27 августа 2019, 12:18

На судостроительном заводе "Янтарь" в Калининграде заложили самый крупный из строящихся в настоящее время на российских верфях большой морозильный траулер для рыбаков Дальнего Востока.

Проект БМРТ отечественный, строим тоже мы. Каковы его характеристики? И для чего это судно предназначено?

В. Рудомёткин: Что такое траулер? Его название происходит от слова "трал". Трал – это орудие, которое применяется для лова рыбы. Напоминает он большую по размерам сетчатую авоську, которая тянется вслед за судном и в которую попадает вся живность, которая находится либо в водном, либо в придонном пространстве. Многие видели трал в фильмах, когда эту огромную сеть вытаскивают из моря на палубу корабля. И в ней вместе с рыбой могут оказаться тюлени, моржи и т.п.

Как правило, траулеры, в данном случае и этот, который строится, обладают возможностью переработки рыбы. Это такой завод на воде. Они также оснащены холодильными или морозильными установками для заморозки и сохранения продукции, которая в трюмах находится. Траулеров было много в советские годы, они были разные, и их модификаций была масса. Были даже траулеры-краболовы. Ловили также тунцов и т.п.

В данном случае строительство БМРТ можно только приветствовать. "Янтарь" – очень солидное предприятие, и ОСК, наверное, сделала правильный выбор, потому что у этого предприятия есть исторический опыт проектирования и строительства такого рода судов. Можно только порадоваться, что рыболовецкий колхоз имени Ленина их Петропавловска-Камчатского заказал такое судно.

Да, за колхоз можно только порадоваться. Хочется только понять, у них собственные деньги или они кредит взяли?

В. Рудомёткин: В любом случае, даже если они брали заёмные средства, там экономика, конечно, другая, но они всё это просчитали.

Вы сказали, что в советское время было огромное количество рыболовных траулеров. А сейчас используются рыбаками старые суда, которые выходят из строя по возрасту? Или, быть может, просто сократился вылов рыбы?

В. Рудомёткин: Вылов рыбы сократился, прежде всего, потому, что у нас значительно снизилось количество траулеров в работоспособном состоянии. Но такая проблема ведь не только в рыболовной отрасли. У нас везде идёт снижение по сравнению с показателями советских лет. Поэтому и траулеров стало меньше, и как производное стало меньше рыбы. Плюс к этому контроль такой, что выгоднее прийти и сдать выловленную рыбу в сопредельное государство, потому что там зачастую меньше формальностей. Рыбаки уходят и сдают рыбу туда. То есть, рыбы стало меньше, поэтому и цена на неё такая. Рыба уже стоит дороже, чем курица или говядина.

Правильно ли я понимаю, что новый траулер строит не государство, а тот же самый колхоз либо какая-то рыболовецкая компания должна этот траулер за собственные деньги заказывать? У государства нет такой политики: мы построим траулеры, а вы берите их у нас в аренду?

В. Рудомёткин: Государство могло бы построить действительно за собственные деньги суда, создать лизинговую компанию и сдавать суда в лизинг. Было бы желание. Вообще, конечно, строительство такого рода объектов, сооружений или судов вряд ли могут потянуть какие-то частные компании. Это очень серьёзные вложения. Дорого очень.

Говорят, что новый БМРТ – самый большой из тех судов, что строятся сейчас на российских верфях. Это проект какой-то ещё советский или это совершенно современный проект? И отличаются ли современные траулеры у нас и за рубежом от тех, что были тридцать лет назад?

В. Рудомёткин: Я не знаю этот проект. Знаю по строительству иных судов, как правило, в большинстве своём это переработанные или доработанные проекты советских лет.

А за рубежом современные траулеры отличаются от тех, что были раньше? Или же там та же история: чуть повышается комфорт, может быть, частично автоматизируется управление, но суть остаётся всё той же на протяжении десятилетий?

В. Рудомёткин: Как правило, суть остаётся той же. Сегодня, если говорить о морском транспорте, там, как правило, значительно проще, потому что там моря и океаны, глубины позволяют, и осадка судна не так лимитирует. А если же говорить о судах, которые эксплуатируются на речном флоте, то это реки, и здесь лимитирована осадка. Конечно, для рек надо строить суда с меньшей осадкой, чтобы не проводить очень дорогостоящие дноуглубительные работы в акваториях и портах. Но этого, к сожалению, не происходит по разным причинам. И наука угроблена, к сожалению, которая была способна проектировать, и судостроительные заводы в большинстве своём влачат, имею в виду речные, влачат жалкое существование. Морские ещё более-менее. Потому что, если хирург не делает каждый день операции, он теряет квалификацию. А когда у нас всё построено на условиях конкурса, сегодня выигрывает компания Х, завтра – компания Y, послезавтра – компания Z, все остальные теряют квалификацию. Хирург должен оперировать каждый день, тогда он растёт в своём развитии и повышает квалификацию. Тогда продукция становится и дешевле, и конкурентоспособнее, и надёжнее.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация