Актуально Норвегия засомневалась в целесообразности Севморпути
Корреспондент газеты "Известия" взял у интервью у министра иностранных дел Норвегии, в котором была затронута тема Северного морского пути. И много чего интересного мы о норвежском взгляде на этот проект узнали. Во-первых, Норвегия не видит экономического смысла в нём. И, во-вторых, выражает озабоченность состоянием экологии.
Экономический смысл Севморпути мы обсуждать не будем. Норвегия его не видит, и слава богу. Хочется понять тезис о том, что Норвегия собирается проверить состояние экологии на всём протяжении Северного морского пути. А Норвегия вообще имеет на это право?
Л. Воронков: Действительно, странно слышать такое заявление, тем более от министра иностранных дел. Как известно, в 1996 году был создан Арктический совет. Это форум сотрудничества в целях содействия взаимодействию государств-членов в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития Арктики. В его работе, помимо 8 арктических государств и 6 постоянных неправительственных участников, представляющих коренные народы Арктики, принимают участие 13 государств-наблюдателей и большое количество наблюдателей из числа международных неправительственных и межправительственных организаций. При этом главная особенность Арктического совета состоит в том, что решения на форумах принимаются консенсусом. У Арктического совета есть шесть рабочих групп, в том числе по сохранению Арктики, мониторингу и оценке её состояния, предотвращения чрезвычайных ситуаций, защите морской среды. В случае возникновения потребностей и в случае согласия других членов Арктического совета можно создать и другие тематические группы. Поэтому, если рабочая группа работает над той или иной проблемой, включая в том числе проблемы окружающей среды, то у рабочей группы имеются и мандат, утверждённый консенсусом (всем государствами-членами), и туда входят представители национальных правительственных ведомств постоянных участников. Эти рабочие группы отвечают за практическое исполнение программ и проектов, утверждённых министерскими встречами.
Если у Норвегии есть то или иное предложение, в том числе по проверке экологичности Северного морского пути, ей следует внести такое предложение на министерскую встречу Совета или сделать эту идею частью программы председательства Норвегии в Арктическом совете. Сейчас председателем является Исландия на период с 2019 по 2021 годы. Если идея получит поддержку консенсусом, то она будет воплощена в жизнь. Однако в практике деятельности Арктического совета не было случаев, когда одна страна по собственной инициативе пыталась бы осуществить программу или проект, затрагивающий суверенитет других государств-членов, без их согласия. Мне кажется, что этого и не будет. Все решения, одобряемые консенсусом в Арктическом совете, исполняются государствами-членами добровольно и так, как они считают для себя приемлемым и соответствующим их интересам.
Надо напомнить, что трасса Северного морского пути проходит по водам с различным юридическим статусом, включая внутренние территориальные моря, на которые распространяется полный суверенитет России. Хотелось бы знать, как видят себе норвежцы вероятность того, что они придут в воды под суверенитетом России и начнут что-то там проверять без согласия России? Хотелось бы в то же время посмотреть, как бы реагировала сама Норвегия, если бы Россия некие объекты в территориальных или внутренних водах Норвегии захотела бы проверить без ведома и согласия самих норвежцев. Поэтому мне кажется, что в этом есть какая-то недоговорённость.
И я бы хотел затронуть ещё вот какой вопрос. Думаю, что у Арктического совета достаточно возможностей для проверки экологичности всего, чего захотите. Более того, Северный морской путь не является общедоступной международной транспортной трассой.
Большая часть Северного морского пути – это российская территория, российские внутренние воды.
Как следует из интервью, Норвегия пока не представляет, как Россия сможет обеспечить безопасность судоходства в арктических водах на всём протяжении трассы. Такое ощущение, что Норвегия, которую не зовут в проект Северного морского пути, просто стала выпендриваться.
Л. Воронков: В мире давно есть желающие интернационализировать Северный морской путь. Но он является традиционной, исторически сложившейся национальной транспортной артерией. И мы будем контролировать, что там происходит, в том числе экологию. Нам помощников в этом плане не требуется. Ну а если вдруг есть какие-то инициативы, то есть Арктический совет, давайте там решать эти вопросы.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.