Актуально В Казани определены лучшие в мире по профессиям

28 августа 2019, 12:24

Большинству слушателей не понятно, что это за чемпионат?

И. Потехина: Скиллз – это компетенции, если перевести это английское слово на русский язык. Это какое-то конкретное умение, которое демонстрируют ребята во время этих соревнований. Сегодняшний рынок труда требует, чтобы у ребят были не просто самые современные компетенции (skills), но чтобы этих компетенций было много. Потому что рынок труда меняется очень быстро. И если у тебя одна-единственная компетенция в запасе, то тебе при любом изменении на рынке труда завтра может оказаться трудно. Поэтому очень важно, чтобы ребята умели, во-первых, быстро учиться и эти скиллз осваивать. Во-вторых, чтобы эти скиллз у них были самые лучшие. Собственно, про это и соревнования.

Это всё-таки компетенции в основном в рабочих профессиях и на уровне специалистов среднего звена, так?

И. Потехина: С одной стороны, это так. Но, с другой стороны, развитие технологий быстро стирает грань между профессиями. У нас даже была площадка future skills, где были и мехатроника, и робототехника, и управление беспилотными аппаратами. То есть, skills – это то, что ты умеешь делать руками. Но современные технологии к тому, что ты умеешь делать руками, должны добавлять уже сегодня обязательно и знания. Без знаний одни только руки не помогут. Точно так же, как и теоретические знания без практических умений тоже сложно будет употребить на рынке труда.

Система WorldSkills задаёт определённые стандарты этих компетенций. Эти стандарты как-то отличаются от тех стандартов, которые существуют в России для этих профессий?

И. Потехина: Стандарты отличаются, но в том и смысл, в том и задача проведения таких чемпионатов, чтобы, во-первых, как можно большее количество ребят познакомились с этими стандартами. Во-вторых, чтобы мы начали готовить, и мы уже это делаем, новую плеяду наставников, мастеров производственного обучения, которые будут это делать. То есть, они должны с самых современных производств и самых современных площадок принести это в образовательные организации.

У нас в рамках чемпионата больше 100 тысяч ребят вместе с родителями посетили чемпионат в качестве гостей и наблюдателей. Наша задача, чтобы эти самые стандарты становились в российских колледжах нормой жизни. Поэтому сейчас идёт достаточно быстрое внедрение и самих стандартов, и новых методов подготовки.

Кстати, в рамках чемпионата прошло ещё одно большое событие – деловая программа, в которой приняли участие представители 38 стран, в том числе 18 министров образования и труда со всего мира, которые как раз эти самые стандарты и обсуждали. Потому что, конечно, в каждой стране всё это устроено по-разному. Но поскольку рынок, во-первых, быстро меняется, а, во-вторых, обмен кадрами в мире происходит достаточно быстро, очень важно, чтобы были единые стандарты оценки, кого же мы готовим в наших средних профессиональных организациях.

Слышала, что сейчас гораздо важнее и более востребованы специалисты среднего звена, компетентные в одной или нескольких отраслях, высочайшие профессионалы. И чего ломать голову в течение 4-7 лет в вузах, когда лучше овладеть этими компетенциями, и ты всегда найдёшь себе работу на рынке труда, нежели, отучившись в институте, долго потом будешь на рынке искать работу. Означает ли это, что в будущем рынок труда будет поделён на две части? На высоколобых претендентов, которые вузы закончили и которые будут двигать науку, создавать приборы и устройства, которые будут использовать те самые пользователи, которые не будут столько же лет учиться, а будут именно овладевать прикладными навыками. Это так что ли будет?

И. Потехина: Во-первых, так было всегда. Всегда на рынке нужны были и специалисты-исследователи, и научные сотрудники, и инженерные кадры, и те, кто работает руками. Вопрос в том, что само понятие профессии сегодня меняется. В одном из флагманских российских вузов на айтишном факультете происходит следующая ситуация. С самого первого курса ребятам начинают давать практические навыки. К концу второго курса большинство ребят уже работают. У них уже есть какие-то заказы, кто-то дистанционно работает. И достаточно большое количество ребят, процентов 20, к концу второго курса говорят: мы уже всё знаем, мы пойдём деньги зарабатывать. И уходят из вуза. Проходит ещё год-два, и эти ребята выясняют, что да, они могут работать, но той квалификации, которую они успели получить за два года, им хватает на то, чтобы зарабатывать определённую сумму денег, выше которой они уже подняться не могут.

Те, кого эта сумма удовлетворяет, остаются. А остальные возвращаются и доучиваются. Мне кажется, что это уже такая модель будущей системы образования, когда практически каждому ребёнку, который выходит на рынок труда, идеально было бы иметь и практические навыки (умения) что-то делать, и подкреплять это постоянно новыми знаниями, которые появляются на рынке. И так мы постепенно перейдём вообще к другой модели рынка труда и рынка образования.

Программу ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация