Формула смысла «Идлиб – головная боль Турции»
Персоны
О целях и итогах визита Эрдогана на Международный авиакосмический салон в Жуковском, политике Турции в отношении Сирии, российско-турецких отношениях и многом другом. Гость Дмитрия Куликова и Ольги Подолян в студии «Вестей ФМ» – востоковед-тюрколог Станислав Тарасов.
ТАРАСОВ: Эрдоган на фоне российской военной техники, Эрдоган ходит с Путиным, осматривает самолеты, вертолеты, какие-то машины. Турки уделяют этому очень серьезное внимание, тем более его сопровождала очень серьезная делегация военно-промышленного комплекса Турции – начальник генерального штаба, министр обороны, министр иностранных дел. Причем, что необычно было, переговоры начались в самом Жуковском – тоже символично! Не в Кремле, а именно там начался диалог. Это свидетельствует очень о многом. Я думаю, что наша дипломатия, наши пиарщики, которые продумали этот сюжет, сработали очень удачно. Особенно учитывая внешний фон, который сопровождал визит Эрдогана в Москву, потому что накануне было жесткое давление со стороны американцев. Они объявили, что они отказываются от поставок Patriot вообще, затем пригрозили, что Турцию выведут из проекта F-35, в который, кстати говоря, Турция вложила немалые средства. Американцам предстоит выплатить компенсацию! И в этот момент Эрдогану показывают нашу боевую технику, наши самолеты!
КУЛИКОВ: И в этот момент сообщается, что второй комплект С-400 приземлился на военной базе в Турции! Ровно это как-то совпало по времени!
ТАРАСОВ: Да, это создало очень позитивный фон, дало возможность Эрдогану разыграть свой сценарий. Почему? Потому что накануне в турецких СМИ большей частью оппозиционными политиками высказывались негативные прогнозы из-за ситуации в Идлиб, где произошли практически боевые столкновения, так называемый «девятый пост», когда сирийская армия нанесла силовой удар по конвою. Там были погибшие среди турецких... Вообще военно-техническая составляющая того, что там происходит, очень противоречива. Там есть очень много сопутствующих моментов. Почему? Потому что все же Идлиб – зона, которая входит в юрисдикцию Турции согласно астанинским договоренностям. Несколько раз продлевали сроки, в которые Турция должна уничтожить анклав, что непросто для турок – отделить радикальных исламистов от так называемых умеренных. Тем более что в последнее время Турция запуталась в этой ситуации, и большая часть Идлиба перешла под контроль радикальных исламистов, которые стали действительно совершать вылазки на часть территории Сирии и даже совершать попытки нанести удар по нашей базе. Это имело место быть и раньше.
В чем главная проблема? В этом анклаве сосредоточено большое количество беженцев – радикальных исламистов. Если на них давить физически, проводить классическую войсковую операцию, то, естественно, будут беженцы. Куда будут выходить беженцы? Если посмотреть по карте, то только на территорию Турции! Причем это не просто беженцы, скажем так, мирные беженцы, но еще и с оружием. Значит, они будут растворяться среди населения. Для Турции это действительно проблема, это чувствительная зона. И российская сторона относится к этому с пониманием.
Но есть определенный нюанс: последние события показали, что у нас недостаточная координация усилий происходит в формате «астанинской четверки».
Полностью слушайте в аудиоверсии.