Авторские материалы Шары на ЛЭП: воздушную технику хотят защитить от столкновения с проводами
Персоны
Высоковольтные линии в России хотят помечать большими шарами – для их защиты от столкновения с воздушной техникой. С такой идеей выступили в «Роскосмосе» после того, как в Подмосковье разбился частный вертолет. На этих выходных двое гражданских на собственном летательном аппарате запутались в проводах над водохранилищем, упали в воду и погибли. Это уже четвертый похожий случай за лето, а ежегодно в России разбиваются до двух десятков авиалюбителей. По словам специалистов, Россия одна из немногих стран, где такие трагедии до сих пор происходят. Почти везде в мире ЛЭП маркируют шарами и отражателями. Валерий Емельянов подробнее.
Жители Долгопрудного в минувшую субботу стали очевидцами жутковатого зрелища. Небольшой частный вертолет пролетал над широкой поверхностью Клязьмы, усеянной лодками с отдыхающими. Кто-то в этот момент снимал – то ли закат, то ли вид на воду, то ли надеялся поймать в кадр этот самый вертолет. Неожиданно машина как будто наткнулась на невидимое препятствие в воздухе, кувыркнулась винтами вниз и рухнула в вводу. И только мощный разряд, проскочивший на дальнем берегу, подсказал, что же произошло на самом деле. Это редкие кадры, но, к сожалению, совсем не редкий случай гибели в проводах. За это лето уже четвертый похожий инцидент. Люди в «Роскосмосе», имеющие опыт управления авиатехникой, по поводу произошедшего написали в «Твиттере», что пора бы вводить маркеры-шары для ЛЭП. Над водой провода вообще не видно, и очень часто пилотам приходится буквально уворачиваться от смертельной опасности. В других странах такие шары часто используют, они представляют своего рода «воздушные буйки». Рассказывает президент агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников.
ШЕЛКОВНИКОВ: Они оранжевого цвета, диаметром 60 сантиметров. Это дневная маркировка. Устанавливается по стандартам ИКАО в определенных районах, вблизи аэродромов, в секторе захода на посадку, набора высоты и там, где выполняются полеты на малых высотах.
Чисто формально оранжевые шары на проводах в России должны висеть уже сейчас. Международные стандарты, которые вводят эти маркеры, были одобрены в России в 2012-ом году. В Воздушном Кодексе они вскользь упоминаются, и есть даже отдельный закон на эту тему, правда он так и не был принят. Правила установки шаров увязли в согласованиях. Ключевой вопрос, который так и остался не решенным: за чей счет их будут вешать. Авиашкол мало, частные аэродромы не богаты, электросети живут своей жизнью, а у местных властей и других проблем хватает. Вот и получается, что летать над проводами, да и вообще низко над землей приходится исключительно на свой страх и риск, говорит частный пилот Андрей Иванов.
ИВАНОВ: Все упирается в деньги: кто за это будет платить. Уже даже в законодательстве есть такое, что необходимо вновь строящиеся ЛЭП помечать, особенно переходы над водой. Если у нас не все вышки сотовой связи огнями помечены, а есть и такие, которые не зарегистрированы, не оформлены, но все равно стоят, то о чем тут можно говорить.
Есть еще такой момент, что среди профильных ведомств защита от проводов воспринимается как никому ненужная формальность. Малая авиация это удел богатых или по крайней мере зажиточных одиночек-любителей, и ради столь небольшого числа людей оснащать многие километры ЛЭП шарами они не видят смысла. По той же причине, говорят эксперты, малая авиация в России в принципе не очень развита. Получить летное удостоверение не просто, на всю страну 4 школы. С разрешениями на полеты тоже постоянные проволочки, поэтому в этой сфере остаются только самые упрямые или те, у кого бизнес связан с малой авиацией. Впрочем, аргумент про то, что шары нужны лишь «частникам», довольно спорный. Эксперты говорят, что высоковольтные линии представляют реальную угрозу любому воздушному судну вне зависимости от массы. Например, при вынужденной посадке на поле лайнер может перевернуться, если пилоты не заметят провода. И таких случаев, когда был реальный шанс зацепиться за ЛЭП, на самом деле происходит немало, просто о них не говорят, если все в итоге закончилось благополучно. Продолжает Валерий Шелковников.
ШЕЛКОВНИКОВ: У нас случай был в аэропорту Домодедово, когда гигантский аэробус А380 с более чем 400 пассажирами на борту снизился до 100 метров. Я не буду сейчас о причинах говорить. Но представьте себе, если бы он еще в провода «вмазался». Это была бы большая трагедия. Кроме того, не надо забывать, что и особо важные полеты выполняются на вертолетах на малых высотах. Там подвержены риску первые лица государства.
Парадоксально, но маркировка высоковольтных линий в Росси не соблюдается даже в зоне международных аэропортов и военных аэродромов. Более того, провода чаще всего не присутствуют на воздушных картах ни для малой, ни для дальней авиации. Иначе говоря, отправляясь в полет, можно быть уверенным, что провода сверху не видны не только вам, но и пилотам, сидящим за штурвалом.