Картинка

Вечерняя смена Как мы относимся к природе, так и она относится к нам

3 сентября 2019, 20:10

Гость программы – Марьев Владимир Александрович, руководитель научно-методического центра "Управление отходами и вторичными ресурсами" Центра экологической промышленной политики.

4-5 сентября 2019 года в Москве в парке "Зарядье" проходит III Климатический форум городов. Что это за климатический форум, что на нём будет обсуждаться?

В. Марьев: Задача Климатического форума городов, который организует третий год правительство Москвы, и огромная роль в этом принадлежит Департаменту природопользования и охраны окружающей среды Москвы, показать, каким образом можно найти выход из ситуации с загрязнением воздуха, загрязнением воды, океанов, морей, что делать с тем огромным количеством отходов, которые образуются у людей. Задача Климатического форума городов не только обозначить проблемы, но и показать пути выхода из них.

Так с нами всё хорошо будет? Или ещё не ясно?

В. Марьев: Всё от нас зависит.

Что может сделать простой обыватель-россиянин для того, чтобы защитить нашу планету от страшных последствий, которые могут нас всех уничтожить?

В. Марьев: Наверное, каждому надо начинать с себя, со своей семьи, со своих детей. Нужно в первую очередь привить детям культуру обращения с отходами, которые образуются дома у каждого в домохозяйстве. И нужно, наверное, чтобы и дети потом учили взрослых, как нужно решать проблему огромного количества накопленных отходов. Как мы относимся к окружающему миру, как мы относимся к природе, так действительно она относится к нам. В рамках той работы, которую мне приходилось выполнять в UNIDO (Организации ООН по промышленному развитию), где я трудился достаточно долгое время, мне посчастливилось проехать очень много стран. Я видел, как люди в тех же развитых европейских странах, в Японии, в Южной Корее относятся к тому, чтобы на улицах у них было чисто. И как они относятся к тому, чтобы дышать стало легче. Несколько лет назад в том же Пекине (КНР) была огромная загазованность. В столице Китая в некоторые дни без маски было невозможно ходить. Но сейчас ситуация у них меняется.

Каким образом? За счёт чего?

В. Марьев: Они переходят на другие стандарты по использованию топлива в автомобилях. Это раз. Второе. Они ставят системы очистки на те теплоэлектростанции, которые генерируют тепло и электроэнергию. Там очень было много станций, которые работали на угле. И сейчас они по-другому относятся к установке систем фильтрации и к использованию топлива. Думаю, что сейчас в Китае будут, в том числе с помощью России, переходить на газ, и тогда там станет ещё чище. То есть, люди обратили внимание на то, каким образом им надо изменять подходы в промышленности.

Это же происходит и в России на самом деле. С 1 января 2019 года Россия вступила, можно сказать, в новую эру, когда должны применяться наилучшие и доступные технологии на предприятиях, когда предприятия должны получать комплексные экологические разрешения для того, чтобы это позволяло им провести ещё ряд технически преобразований на предприятиях для того, чтобы было меньше выбросов. Это происходит, но очень медленно. Обывателю, наверное, это не очень видно. Но поверьте мне, как специалисту, который уже много лет профессионально занимается этими вопросами, дело движется, но со скрипом.

В каких уголках Земли самое варварское отношение к природе, к окружающей среде? И, наоборот, самое бережное?

В. Марьев: Я действительно видел страны, в которых безумное количество мусора. К сожалению, этим грешат многие африканские страны. Это характерно и для Индии, хотя Индия делает шаги для того, чтобы решить проблему с теми же отходами. Но самое лучшее отношение я видел в Швеции, в Германии, в Финляндии, в Японии. Мы сейчас привыкли говорить о том, что у нас в стране никогда ничего этого не было. Центр экологической промышленной политики, в котором я работаю больше двух лет, образован на основе бывшего Всесоюзного института вторичных ресурсов. Был такой, основанный в 1975 году. Так вот, читая те документы и оценивая ту практику, которая была в те времена достигнута в той ещё нашей стране, приходишь к выводу, что тогда делалось огромное количество реальных шагов, принимались те же самые документы Госпланом, которые позволяли правильно управлять отходами, направлять их во вторичную переработку. В Японии, когда мы смотрели на историю развития отрасли по переработке отходов, вообще на всё, что связано с законами о ресурсосбережении, я задал вопрос, что я ничего не вижу особо высокотехнологичного, на что мне было сказано, что самое главное в переработке отходов, это система управления. И азы этой системы управления были взяты японцами у Советского Союза.

А почему же происходит такая нелепая история? Прошли десятилетия, технологии развиваются, мы могли бы гораздо более ловко управлять бытовыми отходами, их собирать, беречь природу. Почему всё идёт только в направлении экологического ада? Почему те времена, когда бабушки наши стирали полиэтиленовые пакеты и сушили их на швабрах, были золотыми временами для нашей природы, для российской окружающей среды?

В. Марьев: Как вы думаете, что дешевле: килограмм пластика, полученного из газа, первичного сырья, на перерабатывающих заводах, или килограмм пластика, полученного и тех же пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и т.п.?

Неужели из газа дешевле?

В. Марьев: Конечно. Это более стабильное сырьё, и это более стабильный продукт. И для того, чтобы перерабатывать вторичку, нужно, чтобы она была дешевле, чем то, что добывается из недр. Допустим, можно строить дороги из золошлаковых отходов, получаемых после сжигания угля. Есть технологии, которые позволяют это сделать. Но дешевле добыть щебень и песок из карьеров, чем применить технологии и эти золошлаки. И это проблема, потому что накопленных разных отходов в России сейчас, по разным оценкам, от 50 до 80 млрд тонн.

Но движение за переработку уже готовых пластиковых отходов сейчас всё-таки ширится и растёт. Подключаются к этому люди. В своём районе я регулярно вижу людей, которые походят к разноцветным специальным помойкам для того, чтобы отсепарировать различный мусор: пластик отдельно, бутылки отдельно, бумагу отдельно. И все люди, которые подключаются к этим программам, их становится больше день ото дня, надеются, что они таким образом спасают мир. И что получается? Всё впустую? Почему что-то не берётся? Например, полиэтиленовые пакеты. Я слышала, что сейчас из этого пластика производят вещи, даже какие-то красивые купальники шьют прогрессивных моделей...

В. Марьев: Это реально так. В Швеции и в Японии мне удалось посетить экологические музеи, где как раз и была показана та продукция, которая может быть произведена из вторичного сырья, вторичных ресурсов. Действительно из него делают очень много всего. И технологии есть в мире. Да, они дорогие, но в принципе купить это оборудование и начать производство продукции здесь, возможно. Проблема в другом. Проблема не в том, что нет технологий, проблема в том, что, к огромному сожалению, этим грешат многие страны, законы не работают. Законы, единожды созданные, нужно просто-напросто соблюдать. Почему нам сказали в Японии, что самая лучшая технология там – это не технология, а система законов, которые работают, которые с каждым годом совершенствуются и меняются с приходом нового руководителя.

Что нужно в России пошагово поменять для того, чтобы ситуация начала меняться? Что запретить?

В. Марьев: Или чем помочь? Запретить – это значит, свалить всё в одну кучу. Действительно, сейчас есть такой запрет. Запрещены к захоронению ряд отходов, которые могут быть вовлечены в производственный оборот. Это захоронение запрещено, но это не значит, что все следуют этому запрету.

В. Марьев: К сожалению, нет. Это как раз вопрос контроля за тем, чтобы соблюдался этот закон. Ну а дальше нужно делать шаги, чтобы стимулировать те производства, которые занимается переработкой отходов во вторичные ресурсы, и те, что занимаются производством чего-то из вторички – из пластика, из резиновой крошки, из вторичной древесины. Тот же самый компост – это органические отходы. Сейчас уже есть несколько заводов в Подмосковье, которые перерабатывают органические отходы, получают компост, который применяется при озеленении. Есть достаточно много технологий, которые позволяют не захоранивать отходы, а вовлекать их в производственный оборот. Сейчас как раз и идёт работа Министерства промышленности и торговли, нашего института в направлении разработки и создания закона о вторичных ресурсах, который позволит действительно давать преимущества тем, кто занимается извлечением этих отходов в производственный оборот. Люди должны на бытовом уровне знать, что с этим можно делать, с теми же отходами, и на бытовом уровне не надо ставить 25 вёдер, надо сделать два бака, как это есть во всём мире: отходы сухие и влажные. А такое уже было в нашей стране в своё время. Люди должны понимать, куда что нести. Им не надо ехать за три километра от дома, чтобы, например, сдать батарейки, чтобы сдать лампы или ещё что-то. Людям надо показать, куда и что нести. Люди с удовольствием вовлекаются в этот процесс. И поэтому задача власти – показать наилучшие практики, и в этом задача этого Климатического форума, которые работают за рубежом. И у нас они тоже начали работать.

Окончание беседы с гостем в студии слушайте в аудиозаписи программы.

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация