Авторские материалы «Отсюда дороги в Россию нет!»

12 сентября 2019, 17:33

Персоны

Президент РФ Владимир Путин посетил Дагестан, отмечающий в эти дни 20-летие разгрома экстремистов, которые вторглись в республику в августе 1999 года. Первый удар на себя тогда приняло село Ботлих. Боевики рассчитывали на быстрый захват Дагестана, но встретили жесткий отпор со стороны местных ополченцев. Участникам обороны не так давно был присвоен официальный статус ветеранов. История защиты Дагестана – в материале обозревателя «Вестей ФМ» Николая Осипова.

Дагестанское село Ботлих спустя 20 лет: здесь много новых домов, аккуратные дороги, мемориал в память об ополченцах, которые летом 1999 взяли в руки оружие, чтобы встать на защиту России от экстремистов. Владимир Путин встретился с теми, кто держал оборону, решил вступить в бой с хорошо вооруженными боевиками: местные жители, гражданские и милиционеры. Сегодня здесь стоит памятник ополченцам. Президент встретился с участниками тяжелых и драматических событий.

ПУТИН: Тогда вы – женщины, мужчины и даже дети – принимали участие! Это было важно не только для Дагестана и для этих суровых людей, это было важно для всей России – показать международным бандам, что народ – не с ними. Вот в этом была заслуга! Ещё много нужно сделать социальных вещей. Но они же приходили под знаменем ислама, и с тех пор (вот мы сейчас с руководителем республики говорили) в Дагестане 2 000 мечетей построили! 2 000! Они бы столько не построили никогда, они только убивать умеют, вот в чем все дело. Я уже не говорю про социалку!

В Ботлихе – красивейший вид на горы. Именно с этих гор летом 1999 в Дагестан пришли банды экстремистов Басаева и Хаттаба. Они рассчитывали, что население не окажет сопротивления, а кто-то даже перейдет на их сторону. Эпидемия ваххабизма, по замыслу экстремистов, должна была распространиться дальше на всю страну. Дагестанцы помогать боевикам отказались. Архивные записи того лета. Это – директор одной из местных школ; рассказывает, как встретился с Басаевым, которого прямо спрашивали, куда он идет и зачем.

ДИРЕКТОР: «А куда вы идете?». – «Мы идем в Россию». Я говорю: «Отсюда дороги в Россию нет!». «Есть, – говорит. – Вы являетесь частицей России». «Да», – я ответил. И сказал ему: «Мы являемся частицей России. На самом деле таким путем нельзя идти!».

Боевикам все еще казалось, что они взяли Дагестан. Они даже организовали трансляцию ваххабитской пропаганды по местному телевидению. Но вместо вербовки новых сторонников получили отпор, а следом – и артиллерийские удары подоспевших федеральных сил. Высоты обстреливали «Градами», минометами, наносили ракетные удары с вертолетов. В эти опасные для Дагестана и всей страны дни на место боевых действий вылетел Владимир Путин, тогда еще – премьер. Эта сцена встречи в полевой палатке и отложенный во времени тост вошли в историю.

ПУТИН: Хочется по русской традиции и по традиции священной земли Дагестана, где мы с вами сегодня находимся, поднять этот бокал и выпить за память тех, кто погиб. Очень хочется выпить за здоровье раненых и пожелать счастья всем, кто здесь находится. Но у нас с вами впереди – много проблем и большие задачи, и вы это прекрасно знаете. Вы знаете, что планирует противник, и мы это с вами тоже знаем. Какие провокации ожидаются в ближайшее время, в каких районах и так далее. Мы с вами не имеем права позволить ни секунды слабости себе, ни секунды! Потому что если мы это сделаем, то тогда те, кто погиб, получается, что они погибли напрасно. Поэтому я предлагаю сегодня эту рюмку поставить. Мы обязательно выпьем за них, обязательно! Но пить будем потом!

Потом были тяжелые бои за высоту Ослиное Ухо, потери среди военных и ополченцев. Трагическая гибель майора Сергея Костина и еще 12 бойцов из 108-го парашютно-десантного полка. Экстремистов выбили к середине сентября. 15 числа Минобороны доложило о зачистке территории республики от боевиков.

Дагестан смог вернуться к мирной жизни. А спустя годы ополченцы во время «Прямой линии» с президентом обратились к Владимиру Путину с просьбой определить статус участников той обороны.

ОПОЛЧЕНЕЦ: Хочу сказать вам – нет статуса ополченцев у участников боевых действий. Я бы просил бы вас, уважаемый Владимир Владимирович, решить этот вопрос. Не ради нас, не ради кого-то! Ради будущего Дагестана и России, ради наших внуков!

ПУТИН: Я с вами согласен и полностью поддерживаю. Нужно это решение принять. Это несложно. Нужно просто внести членов ополчения в соответствующий лист с действующего в России закона, который позволит сразу приравнять вас и ваших боевых товарищей по ополчению к ветеранам военных действий. Поручаю правительству сделать это, и сделать как можно быстрее.

Спустя 20 лет Владимир Путин сдержал данное в 1999 году обещание. За столом поднял стопку и поздравил местных жителей с памятной датой.

ПУТИН: Человек всегда проявляется наилучшим образом в критических ситуациях. И вот когда такая ситуация возникла здесь, вы и показали, на что способны. На что способны вы, на что способна наша вся страна. Показали очень хороший пример! Вам – большое спасибо. Я вас всех с этими событиями – ну, поздравлять трудно, потому что, к сожалению, много было потерь и трагедий, но все-таки я хочу, вспоминая об этом, отдать должное вашему мужеству, вашему героизму. И, конечно, порадоваться вашему результату!

Участникам обороны были вручены ордена и медали. У подножия мемориала горит Вечный огонь. Скульптурная композиция в виде скалы, из которой вырастают фигуры солдата Великой Отечественной, воина-интернационалиста и ополченца. Ее автор – заслуженный художник Дагестана Хизри Асадуллаев.

АСАДУЛЛАЕВ: Они – как скала, как гора! И вот этот образ скалы, и они выходят из неё – наши герои.

Тогда, 20 лет назад, оборона Дагестана стала началом конца международного экстремизма на Северном Кавказе. Россия смогла освободить свои территории от бандгрупп, захвативших южные регионы. Освободить ценой тяжелых потерь среди военных и мирного населения, которое вместе с армией противостояло боевикам.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация