Формула смысла Отсутствие мирного договора – не война
Персоны
Капитуляция Японии во Второй мировой войне: ключ к пониманию того, что происходит сейчас. Гость – историк, востоковед Александр Куланов. Ведущие «Вестей ФМ» – Дмитрий Куликов и Ольга Подолян.
КУЛАНОВ: Доброе утро!
КУЛИКОВ: Доброе утро, Александр! Мы с вами намечали поговорить о таком событии как капитуляция Японии во Второй мировой войне, потому что я по крайней мере считаю, и думаю, наши точки зрения в этом совпадают, в этом событии ключик к понимаю того, что происходит и сейчас. Или один из ключиков.
КУЛАНОВ: Один из ключиков, да, конечно. И вообще сентябрь, я должен отметить, это время японское. Вот в году есть два японских месяца – это сентябрь и декабрь. Так уж повелось. Сентябрь абсолютно японский, наверно, с 45-го года. Вот со времен капитуляции. Так складывается, что именно в это время происходят самые важные события, самые острые обсуждения случаются. Но, 45-й год – это точка, когда изменился мир вообще. Это не просто капитуляция Японии, речь идет об окончании Второй мировой войны. Это принципиально важный момент. Это не локальная война была советско-японская или, как они ее называют, Великая восточноазиатская, то есть между Соединенными Штатами, Великобританией и Японией, то есть это конец всей войны, той самой, о которой мы говорили в прошлый раз – тотальной. В общем-то, будем надеяться, что последней такой войны. И конечно то, как страна, завершившая эту войну в качестве проигравшей, хотя этот тезис тоже подвергается сомнению, себя повела перед капитуляцией и во время нее, и после капитуляции – это предмет, достойный изучения. Это то, на основании чего мы можем сделать вывод о том, как развивается мир, как люди себя ведут в разных критических ситуациях – страны, народы, союзы народов, и как иногда все может повернуться с ног на голову. Потому что, я уже сказал, для нас в нашем сознании российском, даже вопрос такой не встает – кто победил в этой войне. На самом же деле, с той стороны такая проблема существует. Проиграла ли Япония, была ли она проигравшей стороной, была ли она жертвой, опять же говорили в прошлый раз. Американские бомбардировки Хиросимы и Нагасаки они, извините, можно сказать, за кощунственное выражение, оттенили тяжесть военного преступления Японии как страны, развязавшей Тихоокеанскую войну и сделали ее жертвой. И вот это двойное сознание – амбивалентное – оно присутствует в японской психологии до сих пор. И не только на частном уровне, на приватном для каждого человека, но и в психологии государственной. Япония очень часто воспринимает себя как жертву в той войне, что позволяет ей в общем с меньшими эмоциональными, как минимум, потерями справляться в возникшей или возникающей кризисной ситуацией дальше. Потому что, у Японии есть серьезные противники на Дальнем Востоке.
Полностью слушайте в аудиофайле.