Картинка

Вечерняя смена Национальные особенности владения родным русским языком

1 октября 2019, 20:10

Программу ведут Ольга Максимова и Дмитрий Чернов.

Вы как бывший преподаватель какую оценку можете поставить средней грамотности населения?

А. Панкратова: Средняя оценка грамотности населения будет, пожалуй, не очень высокой.

Хуже стали учиться наши ученики?

А. Панкратова: Конечно. Потому что раньше были несколько иные требования. Раньше писали сочинения, много говорили устно. Сейчас в связи с тем, что формат оценки знаний изменился, учащиеся сдают ЕГЭ, они практически не пишут сочинения. Иные требования. Зачем учить больше, если это никто не спросит, если это никак не будет оценено? С нас требуют минимум, мы этот минимум и должны как-то изучить. И не более того. Разумеется, огромную роль играет культурная среда, как общаются в семье, как общаются в школе, во дворе, где угодно. Это очень влияет. И уже только ленивый не сказал, что нынешняя молодёжь очень мало читает.

У некоторых людей проявляется какая-то своеобразная вера в силу слова. С одной стороны, действительно слово несёт мощную энергетику. Оно может управлять нами. С другой стороны, не надо думать, что слово может кардинально изменить нашу жизнь.

То же самое можно сказать и о деловой переписке. Многим кажется, что, если они употребляют определённые устойчивые слова, это решает их проблему. Написал 25 раз "уважаемый" или "спасибо", и предложение примут или вас возьмут на высокооплачиваемую работу. Это неверно. Смысл всегда важнее слова. Неважно, сколько раз ты говоришь "пожалуйста" или "спасибо", если в тексте пустота, он все равно никому не будет нужен, так как не будет восприниматься. Поэтому я бы рекомендовала радиослушателям и в устной коммуникации, и при составлении текстов документов в первую очередь думать о потребностях того, кто вас слушает, того адресата, кто должен будет прочитать ваш документ. Зачем он должен прочитать этот текст? Какую информацию он от вас получит? Что с этой информацией он должен сделать? Какой ответ вы хотите получить? Не нужно писать просто для того, чтобы создать текст.

О заимствованиях...

А. Панкратова: Неправильно считать, что заимствования портят язык. Без них порой невозможно. Развивается техника, развиваются отношения. Вполне естественно, что заимствования проникают в русский язык. Давайте только не забывать, что существуют определённые критерии для употребления заимствований. В первую очередь, если нет аналога в русском языке. Во-вторых, если в русском языке мы употребляем целый оборот, но его можно заменить только одним иноязычным словом. Закон экономии речевых средств действовал всегда и всегда будет действовать. И, в-третьих, не стоит забывать о благозвучности.

Как устроено мышление человека? Люди мыслят образами. У каждого образа есть своя история. Если вы, например, говорите "сказка", у вас есть же какие-то ассоциации: детство, что-то приятное. Если вы говорите человеку, который не владеет иностранным языком, "feed back", какой образ у него вызывают эти слова? Какую историю? Да никакую. Пустота. Зачем плодить пустоту?

Вообще, нельзя считать, что, раз качество образования упало, можно, например, обвинить во всём учителей. Ведь меняется и программа обучения. Что касается ЕГЭ, я посмотрела самые авторитетные издания для подготовки к ЕГЭ 2019 года и увидела, что требования там очень ограничены. И тестовая оценка знаний – это не то, что написать диктант или сочинение. Я не говорю, что тест – это плохо. Тест тоже может выявлять знания или низкий уровень этих знаний. Может быть, этим и объясняется уровень преподавания. Сегодня молодые люди учатся в школе уже не 10 лет, а 11. Но можно ли сказать, что дети знают больше, выходя из школы? Скорее всего, нет. Наверное, дело не в количестве, а в качестве.

Люди писать стали гораздо хуже, грамотность стала гораздо ниже, словарный запас очень слабый, речь у современных подростков в большинстве своём ужасающая.

А. Панкратова: Скажите, вы в школе списывали сочинения?

Никогда в жизни. А как его можно списать?

А. Панкратова: Вот когда я училась, Интернета не было, и мы, конечно, списывали. Но Белинского, Писарева или предисловия к хорошим изданиям, написанные очень известными филологами, которые изучали творчество того или иного писателя или поэта. То есть, даже списывали с очень хорошего, глубокого текста. Вдобавок, поскольку этих источников было очень мало, то есть, есть статья В.Г. Белинского, посвящённая "Евгению Онегину", то она одна, и не может весь класс оттуда списать. Поэтому старались как-то своими словами писать, что-то менять. Всё-таки речь развивалась. А сейчас зачем? Есть же сборники готовых сочинений. Это решение всех проблем. Есть Интернет. Нет потребности развивать навыки коммуникации, пока молодой человек не приходит на работу. И оказывается, что нам нужно написать текст, мы садимся перед монитором и ощущаем свою беспомощность.

Есть такое убеждение, что речевой аппарат подростков убивает нецензурная лексика? Мат, брань, всё, что сейчас в ходу. Действительно ли мат убивает культура языка? Действительно ли он замещают необходимые слова, и люди просто не задумываются над тем, что им нужно сказать? Зачем им это делать, если выручит крепкое словцо?

А. Панкратова: Ничто не может убить язык, кроме носителя языка. Например, мой язык мат не может изменить никак, если нет на то моей воли, моего желания. Если я не употребляю мат, он никаким образом не может повлиять на мою речь. Я тоже наблюдаю, насколько подростки стали активно пользоваться матом во дворе. Я была уверена, слыша их разговор из окна, что молодым людям примерно 17-22 года, но по виду оказалось, что им лет 12. Раздавался сплошной мат. Рядом гуляют взрослые люди с колясками, и никто никогда не делает им замечания. Мат говорит исключительно о том, что словарный запас у такого ребёнка стремится к словарному запасу Эллочки-людоедки.

Полностью беседу с гостьей слушайте в аудиозаписи программы.

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация