Актуально Киев согласился на "формулу Штайнмайера"
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.
В. Зеленский подтвердил подпись официального представителя Украины в контактной группе и заявил, что будет вносить эти законы в Верховную Раду. Как вообще в Киеве трактуют "формулу Штайнмайера"? Есть подозрение, что не совсем так, как она прописана.
В. Синельников: Д. Трамп же сказал договариваться с В. Путиным. Ну и В. Зеленский принял к сведению. Мы всегда говорили, что всё зависит от позиции США. Д. Трамп занял нейтральную позицию, а Киев сам по себе ни на что не способен. Ему остаётся только взять под козырёк и приступить к исполнению полученных инструкций.
В Киеве реакция достаточно неоднозначная. С одной стороны, начались протесты националистов. Но националисты, как мы не один раз говорили, – это изолированная в обществе группа маргиналов, не имеющая ни общественной поддержки, ни каких-либо влиятельных структур. Сейчас где-то 700 человек на Майдане незалежности пытаются проводить митинг с лозунгами "Нет капитуляции!". Но на них, по большому счёту, никто не обращает внимания, всё проходит спокойно и мирно. Потому что они знают, что если что, их начнут бить. А националисты, когда знают, что их могут начать бить, всегда становятся очень тихими, кроткими и спокойными.
В Верховной Раде сейчас находится президент В. Зеленский, который проводит совещание с лидерами фракций, разъясняя свою позицию, почему необходимо принять этот закон. Лидеры фракций сейчас в кулуарах на переговорах. Все остальные депутаты ожидают решения, которое лидеры примут, но есть заявление председателя парламентского комитета по вопросам внешней политики Богдана Ярёменко. Он написал следующее на своей странице в социальных сетях: "Нюанс... Вчера никто ничего не подписывал. Представитель Украины в ТКГ Леонид Кучма письменно сообщил представителю ОБСЕ о том, что Украину устраивает формулировка, согласованная с советниками глав государств Нормандского формата в Минске 1 сентября 2019 года. Содержание формулировки неоднократно объяснял министр иностранных дел Украины В. Пристайко". При этом Б. Ярёменко написал следующее: "Мы не поступаем ничем принципиальным: ни территориальной целостностью, ни суверенитетом, ни даже правом по-своёму трактовать Минские договорённости". То есть, он говорит о том, что есть возможность как-то трактовать Минские договорённости по-своему, что ставит под сомнение возможность прохождения этого закона через Верховную Раду. Однако, в целом, учитывая то, что "Слуга народа" представляет собой абсолютно аморфную структуру, где нет никаких лидеров, а все находятся в полном и жёстком подчинении у президента и его представителя в Верховной Раде – спикера Разумкова, то, соответственно, какие-либо неожиданности там, по всей видимости, просто невозможны. То есть, если будет принято решение, то проголосуют.
У В. Зеленского есть конституционное большинство в Раде? Потому что по этой "формуле" нужно вносить изменения в конституцию страны. То есть, всё очень серьёзно.
В. Синельников: Конституционного большинства у него нет, но он может его получить. Это тоже не проблема, потому что у него больше 250 депутатов. А для конституционного большинства нужно ещё всего 50. И найти сторонников, которые поддержат эту "формулу", не такая уж большая проблема.
Но на данном этапе речь идёт только о начале выполнения Минских соглашений. "Формула Штайнмайера" на том этапе, который есть, – это только старт процесса. Она предполагает принятие закона об особом статусе, который будет действовать на временной основе до внесения поправок в конституцию. И он позволит провести свободные выборы без участия Киева в Донецке и Луганске. Соответственно, это только начало процесса. А для того чтобы принять этот закон, у В. Зеленского достаточно мандатов даже без поддержки других фракций.