Авторские материалы Молоко от рака: здоровье онкобольных поддержат трансгенные козы
Персоны
Как молоко может спасти от рака? Российские ученые предлагают новый способ восстановления онкобольных после сеансов химиотерапии. Пациентам, как правило, требуется резко нарастить количество эритроцитов в крови. Традиционные инъекции специального белка – достаточно дороги, а вот если получать его из молока, то реабилитация пойдет гораздо эффективнее. Правда, молоко требуется необычное – от коз, которым вживили часть ДНК человека. Первое такое дойное стадо уже появилось. О необычном эксперименте и его потенциальной пользе для человечества рассказывает обозреватель «Вестей ФМ» Сергей Артемов.
Идея открытия заключена в том, что белки человека, которые необходимы для медицины, не так просто получить. Донорской крови для извлечения эффективного количества препарата требуется очень много. Современная фармацевтика использует генно-инженерные методы, когда ген необходимого белка пересаживается бактериям, и они потом в биореакторах вырабатывают человеческий белок. По этой схеме, например, в мире производится почти весь инсулин.
Но бактерии – маленькие существа, да и не все они способны давать значительное количество белка. И почему бы тогда не привлечь к этому процессу сельскохозяйственных животных? Этим вопросом задались генетики из Москвы и Новосибирска. И разработали оригинальную методику, которая позволяет получать белок от обыкновенных коз. Ну, не совсем обыкновенных, а тех, которым вживили часть ДНК человека. Рассказывает ведущий научный сотрудник лаборатории генетики развития Института цитологии и генетики СО РАН Нариман Баттулин.
БАТУЛЛИН: Берется коза одна, ей делаются процедуры – то, что называется «вспомогательными репродуктивными технологиями», то есть от нее получают эмбрионы одноклеточные, и в эмбрион пересаживается фрагмент ДНК, который кодирует белок человека. Он встраивается в ее геном, и вот этот эмбрион, который развивается потом в козленка, будет трансгенный, то есть будет нести этот ген в своем геноме и будет передавать его, когда этот козленок вырастет, в последующие поколения. Они дальше размножаются, как обычные животные, но приобретают необычные свойства – продуцировать белок человека. Будут получаться и трансгенные самцы, только они молока давать не будут, а дочери этих трансгенных самцов – они будут, да. Там дальше, как обычно – передача генетической информации самая простая, без вмешательства человека дальше происходит.
Практикующие онкологи склонны расценивать эти новости едва ли не революцией в борьбе против рака. По крайней мере, важнейшие реабилитирующие препараты станут доступнее, полагает замгендиректора Национального медицинского исследовательского Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Д. Рогачева профессор Алексей Масчан.
МАСЧАН: Сама идея с научной точки зрения – исключительно красива и остроумна, вот эта генная модификация млекопитающих и получение нужных нам для лечения белков из молока, то есть в огромных количествах она абсолютно потрясает. Вернее, потрясает не сама идея, а то, что стала возможной ее реализация.
Первое стадо генно-модифицированных коз для получения подобного белка уже появилось. Правда, на другом конце планеты. Выведено оно по методикам российских специалистов. Эксперимент проводился так далеко, потому что он очень и очень дорогой, замечает Нариман Баттулин.
БАТУЛЛИН: Почему я говорю, что это – довольно дорогая технология, потому что необходимо иметь лабораторию, которая будет, по сути, делать ЭКО козам. Клиника экстракорпорального оплодотворения, но – для животных. Это такая специфическая штука, редкая, сложная. В России, насколько я знаю, таких нет. Группа из Новосибирска и группа из Москвы, которые делали этих животных в Бразилии – просто была такая совместная работа. В Бразилии сельхознауки очень хорошо поставлены, поэтому в рамках международного сотрудничества это было гораздо проще и лучше сделать именно там.
И затем из молока этих коз выделяется белок под названием ГМ-КСФ, который может очевидно пригодиться, в первую очередь, онкобольным. Он интенсивно увеличивает выработку в крови эритроцитов, переносящих кислород во все органы и ткани. Известно, что после сеансов химиотерапии как раз дефицит эритроцитов довольно часто приводит к различным осложнениям. А доступность специального белка позволит ускорять реабилитацию пациентов и, вероятно, чаще проводить им сеансы химической терапии на тех стадиях, когда удаление опухоли может дать максимальный позитивный результат. И разработка отечественных генетиков в этом аспекте, конечно – не панацея, но способ предоставить и врачам, и самому пациенту то самое драгоценное дополнительное время для радикального лечения.
Это – теория, и вроде бы она позволяет оформлять уже заявки на Нобелевские премии, но есть один нюанс, о котором говорит Алексей Масчан.
МАСЧАН: Что касается собственно белка ГМ-КСФ, к сожалению, этот белок не очень востребован в современной онкологии, потому что появились препараты гораздо более эффективные в плане восстановления кроветворения после получения химиотерапии, сам по себе этот препарат не используется уже порядка 15 уж точно лет.
Получается, генетики опоздали с конкретным белком, но не опоздали с технологией. По словам профессора, их работа сродни изобретению автомобиля. Стал понятен общий принцип, где должен быть мотор, где – руль и колеса, а дальше можно штамповать малолитражки и лимузины, джипы и грузовики на любой вкус. В применении к медицине это позволит, по сути, вырабатывать и другие белки, которые актуальны в протоколах лечения рака, заключает Алексей Масчан.
МАСЧАН: Это тогда элиминирует необходимость поддержания дорогих клеточных культур, бактерий, биореакторов и тому подобного – то есть, фактически, потребность в биореакторах, которые являются, собственно, центральной технологической основой получения белков рекомбинантных для лечения – вот она отпадет. И это, конечно, выглядит настолько удивительно, настолько просто, что пока в это даже трудно поверить.
В комбинации прозвучавших фраз – «эта технология очень дорогая» и «эта технология сможет обеспечить медиков доступным белком» – нет особого противоречия. Первые эксперименты в любой отрасли очень затратны. Но стадо коз с измененной ДНК дальше будет воспроизводиться само, без участия человека и сможет давать чудо-молоко с неограниченным в перспективе набором необходимых белков. И в любых потребных количествах. И значит, себестоимость востребованных препаратов будет постоянно снижаться, как и в любом конвейерном производстве.