Авторские материалы Страшные игры в реальности: почему квесты так популярны в России

4 октября 2019, 17:30

Персоны

Прокуратура заинтересовалась квестами. Модное развлечение вышло далеко за границы Москвы и теперь набирает популярность в самых отдалённых российских глубинках. Однако в тёмных лабиринтах сотрудники надзорного ведомства усмотрели нарушения. Некоторые игры могут нанести вред психике, а другие – даже физический. Зачастую игры проводятся в неприспособленных помещения – на бывших заводах и фабриках. Подробности расскажет корреспондент «Вестей ФМ» Александр Санжиев.

Кромешная тьма, зловещая музыка, актеры с ужасающим гримом: страшные игры в реальности – уже несколько лет на пике популярности. Однако если раньше организаторы делали упор на интеллектуальную составляющую – нужно было разгадывать головоломки, то сейчас в моде – преступления. Сценарии популярных квестов завлекают безумством. Что в обычной жизни запрещено, здесь – можно.

Зачастую квесты проходят на заброшенных предприятиях, игнорируются элементарные правила техники безопасности. По этой причине игроки случайно получают серьезные травмы. А в некоторых случаях их наносят умышленно организаторы. Одна из участниц Юлия Липатова жалуется: поход на одну из таких игр с коллегами закончился настоящим рукоприкладством. Без всякого предупреждения.

ЛИПАТОВА: Когда оговаривался сценарий, в моем понимании, меня в темноте мог кто-то напугать, схватить за руку, как-то неожиданно закричать, но такое садо-мазо не оговаривалось. Мы туда пошли за впечатлениями, а не за синяками.

Другой игрок так называемого хоррор-квеста получил травму позвоночника. Молодой человек в темноте попал на конвейерную ленту, упал с высоты и повредил позвоночник. Но вместо помощи и компенсации, рассказывает Сергей, его выпроводили на улицу.

СЕРГЕЙ: Сказали: «До свидания», проводили до двери. Единственное, что вернули – это стоимость самой игры.

На игру с интригующим названием «Белый шум» Сергей пришел с друзьями. Хотели развлечься. О последствиях никто старался не думать, надеясь, что организаторы экстремального отдыха гарантируют безопасность. Однако не тут-то было. На деле, по словам игроков, – все иначе.

СЕРГЕЙ: После травмы никакой помощи от организаторов предоставлено не было. Только вынесли перекись и бинты. Рану обработали участники нашей команды.

По словам специалистов, организация экстремального отдыха сейчас – весьма прибыльный бизнес. Острые ощущения за один заход приносят предпринимателям стабильный доход. При этом затраты на организацию невелики, говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

ИСАЕВ: Выручка в Москве может составлять до полумиллиона рублей. В регионах, соответственно, 150 000 – 200 000 рублей.

Несмотря на солидную прибыль, вопросы безопасности зачастую уходят на второй план. В итоги клиенты получают серьёзные травмы. Например, Наталья на одном из квестов под названием «Потусторонний мир» в кромешной темноте споткнулась о бутафорскую могильную плиту и получила повреждение коленного сустава.

НАТАЛЬЯ: Я кричала, что не могу встать самостоятельно. Квест остановили не сразу.

Популярное слово «квест» в русский язык вошло в начале 2000-х. Ранее подобные приключения происходили только в компьютерных играх. Но геймерам, судя по всему, это наскучило, и тогда игровая индустрия пошла в реальность.

Один из первых квестов в США. Участники выполняют интеллектуальные задания в пределах одной комнаты. Ищут предметы и разгадывают головоломки. На всё дается 30 минут, говорит одна из участниц: "Это определенно улучшает командную работу. Не думала, что здесь будет так весело".

В России первый квест провели сравнительно недавно – в 2013 году. Площадка размещалась в промышленном здании на окраине Москвы и была оформлена в стиле психиатрической больницы. После этого коммерсанты начали соревноваться в изобретательности – у кого игра страшнее. Теперь сценарии современных квестов делают упор не на разгадку сложных интеллектуальных заданий, а на устрашение. Шаг за шагом гости натыкаются на бутафорские трупы и оторванные конечности, а ближе к завершению встречаются с маньяками, которых очень реалистично играют актеры.

По мнению психологов, некоторых людей хлебом не корми – дай пощекотать нервы. Говорит Хельга Александрова.

АЛЕКСАНДРОВА: У человека имеется огромное желание протестировать собственные способности, протестировать собственный характер: «А смогу ли я пройти эти задачи?».

Есть сценарии, на которых самих игроков учат совершать преступления. Например, квесты, в которых нужно ограбить банк или организовать побег из тюрьмы. От желающих принять участие нет отбоя. Развлечением даже заинтересовалась прокуроры. Сотрудники надзорного ведомства из Архангельской области усмотрели тлетворное влияние на подростков. Проверяющие пришли к выводу, что перед ними – пошаговая инструкция по совершению тяжкого преступления. Однако юристам сказать трудно, есть ли в этом какое-то нарушение закона. Дело в том, что для этой индустрии до сих пор нет единых требований и правил. Если, допустим, можно наказать за нарушение санитарных или пожарных норм, то морально-психологическая сторона пока никак не регулируется.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация