Вечерняя смена "Джокер" стал в России лидером кинопроката
Американский фильм "Джокер" режиссёра Тодда Филлипса стал лидером российского проката в минувшие выходные. История отрицательного героя из комиксов уже получила "Золотого льва" 76-го Венецианского кинофестиваля и претендует на "Оскара". А вот российские фильмы упали по сборам в прокате в 2019 году на 20 процентов.
Рейтинги у "Джокера" на киносайтах небывалые. В чём причина успеха этого фильма?
Е. Москвитин: Причина в том, что этот фильм выбивается из всех существующих иерархий. То есть, на кинофестивале в Венеции было особенно заметно, насколько он особняком стоит от всех остальных фильмов – европейских, азиатских, более номенклатурных американских. А с точки зрения комиксов он отличается от всего, что выходило до этого, потому что, наконец, хорошо это или плохо, но осмелились сделать центральным персонажем антигероя, то есть, воплощение зла.
Ну и это просто очень круто сделано, попадает в нерв времени, потому что идея фильма на самом деле гуманистическая. Она заключается в том, что общество должно слышать всех, кто в нём живёт, иначе все такие униженные, оскорблённые, затравленные, отверженные люди, как Джокер, могут сорваться. Так что это такой фильм-предупреждение.
Вообще не бывает фильмов, которые нравятся всем. А такой фильм, поднимающий острую тему, наверное, предсказуемо собирает полярные мнения. Видела мнение о том, что теперь косяком пойдут сценарии про разных "чикатил", которых нехорошими сделало общество. Это поверхностное суждение о неком глубоком замысле режиссёра или нет?
Е. Москвитин: Мне кажется, нет, потому что всегда, когда какие-то крупные киностудии выпускают кино, они думают ещё и прибыли. А вот все истории о маньяках, о преступниках традиционно являются прерогативой кабельного телевидения, которые могут себе позволить, оперируя рейтингом "только для взрослых", рассказывать какие-то мрачные истории о человеческой психике. А "Джокер" – это всё-таки экстримовый комикс, он надеется собрать в прокате больше миллиарда долларов, несмотря на свой рейтинг "для взрослых". Поэтому здесь речь идёт не столько о психопате, сколько о каком-то очень вечном герое-трикстере, который уже 70 с лишним лет представлен в комиксах и который так или иначе отражает в себе и Гамлета, и Раскольникова, и всех остальных. То есть, это такая классическая фигура на самом деле.
Этот и подобные фильмы используют насилие. После показа фильма "Джокер" на кинофестивале в Торонто начались разговоры о чрезмерном насилии в фильме. Даже были определённые заявления, что подобные фильмы не должны выходить на широкий экран, а оставаться закрытыми. Как вы относитесь к насилию в кино вообще? И в данном случае в "Джокере"?
Е. Москвитин: Это сложный вопрос, потому что именно в случае с "Джокером" эти разговоры пошли из-за того, что, к сожалению, в 2012 году, когда выходил "Тёмный рыцарь. Часть вторая", в котором тоже был Джокер, человек в Америке совершил нападение на кинотеатр в Колорадо, и люди там даже не понимали, что это не часть какого-то шоу, поэтому люди погибли. Опасения связаны с этим.
Самое главное – чтобы соблюдались возрастные ограничения. Потому что всё-таки насилие – это неотъемлемая часть культуры, и оно есть в фильмах, например, в "Иди и смотри", в которых насилия так много, что в итоге оно вызывает отвращение, и, наоборот, фильмы становятся гуманистическими. То есть, главное – чтобы дети просто не попадали на такие фильмы.
Почему в 2019 году отечественные фильмы просели по сборам? Что не так с отечественными кинолентами?
Е. Москвитин: Во-первых, в 2018 году были совершенно сенсационные сборы. Фильмы "Движение вверх", потом на рубеже двух годов "Т-34". Январские релизы всегда выправляют общую статистику. Плюс в прошлом году были успешные февральские релизы. Это "Лёд". Потом в марте – "Я худею". То есть, никакого просева по качеству не происходит, просто в этом году не выстрелили некоторые картины, которые ожидалось, что выстрелят. Например, "Герой" с Александром Петровым и Владимиром Машковым. Или "Миллиарды" с Владимиром Машковым. В целом, трагедии не происходит, потому что в ближайшее время будет много чего ещё интересного – "Аванпост", "Эпидемия" и т.д.
Программу "Вечерняя смена" ведут Алла Волохина и Вячеслав Коновалов.
Вечерняя смена. Все выпуски
- Все аудио
- "День кинопремьер"
- "Переспите с этим"