Картинка

Вечерняя смена Инстаграм-неврозы

8 октября 2019, 20:40

Персоны

Сейчас очень многие обращаются к специалистам с проблемами одиночества, неудовлетворения жизнью, неумением общаться в реальном мире, ну и конечно – ощущением собственной неполноценности на фоне "успешных" картинок.

Есть такие люди, которые говорят, что для них Инстаграм главнее, чем их реальная жизнь. Они вполне здоровы?

Г. Шляхов: Навряд ли, если кто-то говорит, что что-то для него главнее, чем реальная жизнь. Это уже какой-то отрыв от реальности. Думаю, что нет. Но для постановки точного диагноза надо покопаться.

Постоянное торчание в телефоне, постоянная проверка, сколько человеку поставили лайков, как отреагировали, какие комментарии написали, это что? Многие блогеры говорят, что это их работа, что они в Инстаграме зарабатывают деньги. Это действительно так или это всё-таки показатель, что что-то в человеке уже не то происходит?

Г. Шляхов: В этом вопросе в кучу смешаны и симптомы, и реальная ситуация. Конечно, кто-то зарабатывает деньги с помощью соцсетей. Но если действительно есть симптомы, что человек не может отказаться от этого, что он каждый час делает селфи, просматривает комментарии, то это явно говорит о том, что ему нужно какое-то подтверждение от окружающих – одобрение, поглаживание или, скажем так, суррогат любви и заботы. Этот человек, видимо, его не может просто так получить, поэтому пытается получить его через соцсеть. Сегодня в жизни просто так очень многим страшно пойти на контакт – близкий, доверительный. А вдруг меня там как-то не так оценят или что-то ещё. А здесь пост не удался, я его в крайнем случае удалю, и все дела. По сути, здесь есть психологическая проблема, которая проявляется в том, что человек уходит от реальности в соцсети.

Получается, что человек кормится в соцсетях тем, чего ему не хватает. Если человеку не хватает каких-то физиологических витаминов, то эмоционально, наверное, ему не хватает признания и любви, так?

Г. Шляхов: Да, абсолютно точно. Мы же социальные существа. На необитаемом острове трудно человеку находиться, и нам нужно это подкрепление в виде соцсетей. Вот я пытаюсь так, как могу. Не получается в одном месте, попытаюсь в другом.

А как быть с детьми? Их неокрепшие головы подвержены этому красивому инстаразврату в социальных сетях. Когда они видят, что какая-то там движня, какие-то деньги, красивые машины, красивые девчонки, а парню 18 лет, то думают, что вот это цель жизни и что они хотят быть такими же. Они не понимают, что все эти страницы в соцсетях делаются по маркетинговых лекалам, что все эти фитоняши оказываются в понимании молодых простыми лохами.

Г. Шляхов: Здесь, по сути, есть несколько методик. Старая проверенная и умеренно эффективная методика – профилактические разговоры родителей. Её эффективность не слишком высока, потому что разговоры – разговорами, а самое главное – это личный пример или личное вовлечение в коммуникацию. Подростку важно найти себя, найти свой социум, свою определенную группу в социуме. И если у него недостаточно хороший контакт с родителями, то это станет проблемой разрыва. И тогда подросток будет уходить в соцсети.

Но если контакт достаточно хороший, если у родителей получается как-то поддерживать своё чадо, то, соответственно, можно своим примером, своим вовлечением в какие-то другие активности воздействовать. Пожалуй, что так.

Ну а дальше никто не отменяет психологов-консультантов. У меня есть психологи, который направляют своих детей в какие-то психологические группы. И необязательно, что это какие-то проблемные дети, это просто здоровые дети, которым надо как-то научиться адаптироваться, научиться взаимодействовать друг с другом.

А что делать взрослым людям? Нужно ли им бежать куда-то и к кому-то обращаться, если мы их спрашиваем: как часто они делают селфи, а они отвечают, что очень редко, а когда заходишь к ним в Инстаграм, а у них фактически каждый час выставляется по одному снимку. Этим людям нужно сказать, что им нужно врачам-психиатрам показаться?

Г. Шляхов: Проверочное действие очень простое. Вынимаешь вилку питания компьютера из розетки или телефон из рук забираешь, и если человек, находясь на даче, когда у него там нет срочных дел, нет реальной необходимости коммуницировать экстренно, если он спокойно проводит несколько часов в этом состоянии, то диагноз "практически здоров". Но если человек начинает очень сильно нервничать, ёрзать на месте и прямо пять минут не может усидеть без телефона, то здесь можно расценивать это как минимум первый звоночек. А может быть и что-то более серьёзное. Ну и, соответственно, посылать его к психологам.

А как лечить это?

Г. Шляхов: На самом деле здесь получается такая информационно-паразитическая штука. У нас есть очень хорошее врождённое свойство – это любопытство, интерес к познанию нового, к обучению, к общению и т.д. Но в данном случае получается, что эта штука как бы заставляет нас искать более лёгкий путь. И лёгкий путь оказывается заменителем реальности. И вот тут и начинаются проблемы. То есть, это не то, что люди такими стали, люди такие и были. Потому что людям всегда было интересно поговорить, что, да как, у кого что произошло. Это естественная ситуация.

Программу «Вечерняя смена» ведут Дмитрий Чернов и Ольга Максимова.

­Инстаграм неврозы

Вечерняя смена. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • "День кинопремьер"
  • "Переспите с этим"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация