Авторские материалы «Русские народные сказки чувствительным детям читать не стоит»
Персоны
В Таганроге воспитательница лишилась работы, после того как прочитала детям «Конька-горбунка». Женщина честно объяснила им значение выражения «сажать на кол». После этого якобы у одного из мальчиков начались истерики. Родители написали жалобу, педагога уволили, отметив, что она и раньше допускала подобные нарушения. Профессиональное сообщество прецедент взволновал – некоторые признаются, что теперь боятся сказать воспитанникам лишнюю фразу. Есть ли сказки, которые гарантированно безопасны для детской психики? И в чем была ошибка воспитателя? Мнения экспертов выслушала корреспондент «Вестей ФМ» Александра Писарева.
Сказка, которая кончилась плохо. Воспитательница таганрогского детсада с 30-летним стажем работы прочитала «Конька-горбунка» своим 13 воспитанникам. Что означает «сажать на кол», они не знали, педагог разъяснила: «Кол проходил через тело человека, и потом человек умирал». Вероятно, впечатлительность подопечных она недооценила: они поделились услышанным дома со взрослыми. У одного мальчика, по словам родителей, начались истерики и появился страх смерти – они написали жалобу в администрацию детсада.
Чувствительными дети были всегда – и 20 лет назад, и сегодня, говорит директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких. В этом и задача педагога – чувствовать воспитанников.
БЕЗРУКИХ: Если говорить о русских народных сказках, очень чувствительным детям их читать не стоит, потому что это все – "триллеры". Особенно если подробно разъяснять. Важно ведь не что читать, а как. С малышами надо быть очень осторожными, потому что есть дети, которые рыдают при чтении «Красной шапочки». Особо чувствительны обычно дети с отклонениями в состоянии здоровья. Они могут очень эмоционально реагировать на самые обычные ситуации.
Бывшие подопечные таганрогского педагога – как раз дети особенные, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и психики. Воспитатель уверяет: никакого злого умысла у нее не было. В соцсетях некоторые коллеги и сочувствующие сомневаются, что профессионал с таким опытом и первой категорией мог сознательно допустить подобную ошибку. Не согласилась с увольнением и воспитатель – подала в суд – сначала в городской, потом в областной; обе жалобы отклонили.
В решении областного суда отмечается, что в рассказе детям женщина привела куда больше физиологических подробностей пытки. К тому же она и ранее применяла психическое насилие в воспитании. Педагогические методы работницы детсада изучала специальная комиссия, собранная после жалоб родителей.
Так что дело, возможно, не в литературе, ведь если отсеивать все страшные сказки, читать будет нечего: Колобка съели, Бармалея живьем проглотил крокодил, а это – книги для дошкольного возраста. Волку в «Красной шапочке» вспороли брюхо, а в «Красных башмачках» у Андерсена девочке отрубили ноги. Это не говоря о сказках братьев Гримм. Гораздо важнее возрастных ограничений тут – подход читающего, говорит доцент кафедры проектного управления в сфере образования Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Игорь Савченко.
САВЧЕНКО: Когда учитель или родитель читают ребенку книжку, они делают это не просто чтобы донести информацию, а в каких-то воспитательных целях. Поэтому вольно или невольно все равно расставляют акценты; собственно, сказки для этого – хороший материал: они дают модели поведения, модели реагирования, в том числе в сложных моральных ситуациях. Просто надо учитывать особенности слушателя. Полуправда всегда хуже правды. Правду ребенок все равно узнает. Не расскажет учитель – расскажет другой. И если это сделает квалифицированный человек, по-моему, это лучше.
То есть обманывать смысла нет. Но, как говорят специалисты, можно избегать подробностей. Между тем уполномоченная по правам ребенка Ростовской области заявила, что не получала никаких жалоб по этому случаю.