Полный контакт Сельхозпродукция России может составить конкуренцию нефти
Персоны
13 октября – День работника сельского хозяйства. В Москве прошла выставка «Золотая осень». О России в глобальном рынке продовольствия поговорим с предпринимателем Андреем Даниленко.
В эфире – программа «Полный контакт». У микрофонов – Владимир Соловьёв и Анна Шафран.
ДАНИЛЕНКО: На сегодняшний день 40% земли, которая потенциально могла бы использоваться – она не используется.
СОЛОВЬЁВ: Зато кому-то принадлежит.
ДАНИЛЕНКО: Да. И, более того, среди даже этих 40 процентов есть ещё огромный объём земли, которая вообще не оформлена никак, которая висит в правовом вакууме, потому что это очень удобно определённым региональным чиновникам, которые за счёт этого имеют дополнительные доходы. Но тем не менее это ресурс, это производственный ресурс, который у нас в стране существует и который можно сегодня мобилизовать и использовать. И, слава богу, сегодня есть примеры тому, как это можно сделать и каким образом это можно сделать.
Кстати, вот на той же «Золотой осени» выступал Гордеев Алексей Васильевич и правильно совершенно сказал: «Основные достижения госпрограммы – это то, что мы отдали аграрный сектор в частные руки, которые сегодня этот аграрный сектор серьёзно развивают и делают серьёзное производство».
СОЛОВЬЁВ: А землю мы не можем отдать в частные руки? Тех, которые работают? У нас же до сих пор сколько земли забито: «Хозяин...». Вот титул есть, а земля стоит, и он ничего с ней не делает, ждёт.
ДАНИЛЕНКО: Да. И существует законодательство.
СОЛОВЬЁВ: Только оно не реализуется.
ДАНИЛЕНКО: Оно не реализуется, да. Мы говорим о беспределе судебном и беспределе с точки зрения рейдерских захватов, а с другой стороны, когда реально земля не используется вообще, но она – в собственности, кстати говоря, иногда достаточно состоятельных, крупных людей.
СОЛОВЬЁВ: Всегда! Она всегда – в собственности состоятельных людей. Местных латифундистов, которые делают всё возможное, чтобы она там торчала.
ДАНИЛЕНКО: Да. И не отдают эту землю.
СОЛОВЬЁВ: Ну, конечно!
ДАНИЛЕНКО: Ни за что не отдают.
СОЛОВЬЁВ: Да. И государство ничего не может сделать. Только ушами хлопать.
ДАНИЛЕНКО: При этом когда обращаются к ним и предлагают живые деньги за покупку этой земли, они говорят: «Нет. Мало». Мало! И тем временем земля эта стоит и не используется. Но это – наш ресурс, и я абсолютно убеждён, что при правильной динамике земля и вообще производство продуктов питания для России – это новый этап, который составит конкуренцию, с точки зрения экспорта, той же нефти и газу, и металлу российскому, потому что сегодня это – востребованный в мире продукт. И мы реально можем его производить по конкурентной себестоимости. Мы вот сейчас оцениваем и видим, что мы по ценам по многим рынкам мира продовольственным – мы вполне проходные. И себестоимость нашей продукции вполне позволяет выходить на эти рынки. Но у нас есть проблема в том, что, конечно, мы до сих пор имеем избыточную забюрократизированную систему того же экспорта, у нас существует очень серьёзная проблема с транспортной логистикой. И, кстати говоря, мы не умеем продавать наши продукты. Ну, то есть создавать единую систему продвижения наших продуктов, как многие другие страны мира.
Полностью слушайте в аудиоверсии.