Актуально Русских солдат в Сирии воспринимают как миротворцев
Программу ведёт Елена Щедрунова.
Министерство обороны России опубликовало на своём сайте карту с указанием расстановки сил на севере Сирии по состоянию на 15 октября, где вплотную подошли друг к другу турецкие войска и сирийская правительственная армия. Их столкновения удалось избежать благодаря действиям российской военной полиции.
А. Джума: По сути, в сирийском городе Манбидж наступил мир. Аплодировать можно не только российской военной полиции, но и российской дипломатии, потому что она предшествовала военной операции. Договор Дамаска с курдами с занятием Манбиджа был бы невозможным без предварительных договорённостей, без дипломатического искусства, которым наши дипломаты владеют в совершенстве, как видим. Дело не до конца сделано, впереди ещё много чего интересного, но это уже большое дело.
Первое патрулирование российской военной полиции продлилось три часа. Они что, будут заходить на несколько часов, а потом выходить? Что даёт такое не постоянное патрулирование, а ограниченное временными рамками и не очень длительное по времени?
А. Джума: Патрулирование осуществляется с целью предотвращения всевозможных эксцессов и чтобы не допустить рецидива эскалации противостояния. Но здесь много тонкостей. Мы понимаем, что это так или иначе зона деэскалации, в которой люди должны будут как-то возвращаться к более-менее мирной жизни. Из города только что ушли оккупанты, так зачем лишний раз раздражать жителей, напоминая, что ситуация для них военная и в городе есть иностранный контингент. Поэтому всё сделано правильно. Без необходимости лишние телодвижения делать не нужно. Цели России и США в Сирии отличаются. Соответственно, и методы у них тоже различные.
Представитель Министерства обороны России в Сирии рассказал: "При виде российского флага боевые действия прекращаются автоматически. Ни турки, ни курды не хотят навредить нам. Так что благодаря нашей работе бои останавливаются". Получается, что российские полицейские являются своего рода "предохранителем" перед вступлением куда-то сирийской армии, так что ли?
А. Джума: Всё так. Потому что роль России в сирийском конфликте отличается от роли американцев. Нас ни одна из сторон не воспринимает как оккупантов, не считая, конечно, боевиков. Но на них мы не ровняемся. Ни курды, ни турки не считают Россию врагом и не воспринимают русских солдат иначе, как миротворцев. Кроме того, у солдат должен быть приказ. У турецких войск нет приказа атаковать русских или воспринимать их как-то не так. Курды, простите, обязаны России жизнью, потому что, если бы не российское вмешательство, "серые волки" их бы уже скушали. Тут дело даже не столько в страхе. Нет приказа – нет прямой конфронтации. Россия находится в уникальном положении, когда она в принципе не в ссоре ни с кем, кроме боевиков.
Почему американцы ушли из Манбиджа? Они там держались до последнего, но ушли только тогда, когда началась турецкая военная операция. Тут они, огрызаясь, вводя санкции против Турции, тем не менее, ушли из города, который они контролировали последнее время. Потому что сообщения о российских полицейских в Манбидже начинаются словами: впервые российская военная полиция контролирует этот город.
А. Джума: Впервые. Дело в том, что в самих США идёт страшная борьба между двумя силами. С одной стороны, мы видим Дональда Трампа и какие-то его личные амбиции. С другой стороны, мы видим "ястребов"-милитаристов, которые дико возмущались и до сих пор возмущаются по поводу этого вывода. И чем ближе к выборам, тем больше обостряется это противостояние. Мы сейчас видим, что, видимо, Дональд Трамп решил перестать всё-таки играть по этим правилам, решил предпринять что-то решительное, что, возможно, станет серьёзным активом в его предвыборной гонке. Он сделал то, что сделал. Но это не значит, что американцев в Сирии нет, они всё ещё там есть. Это не значит, что Трампа не могут как-то опрокинуть или подставить. Такая возможность всё ещё сохраняется. И, бог его знает, победит он или не победит. И всё это отразится на положении дел в Сирии. Рано радоваться, но первый шаг сделан. Американцы вышли. Это серьёзное решение, это решение человека, который действительно решил пойти ва-банк. Посмотрим, как всё это отразится. Но на сегодняшний день мы там, Манбидж наш, не турецкий. Россияне помогли его освободить.
Скоро в Москву прилетает президент Турции Эрдоган ровно для того, чтобы обсудить ситуацию, которая возникла сейчас, когда турецкие и сирийские правительственные войска фактически вплотную подошли друг к другу. О чём будет говорить Эрдоган? Каковы ваши предположения? Российская сторона постоянно подчёркивает, что и Турция говорит о том, что Сирия должна быть целой и неделимой.
А. Джума: Сейчас на повестке дня стоит Идлиб. Это очень серьёзно. То, что наши войска вплотную приблизились друг к другу, это, с одной стороны, тревожно, с другой стороны, как уверяют многие эксперты в России и Турции, бояться нечего. Москва и Анкара находятся в тесном контакте. Они постоянно координируют свои действия. И мы видели, что действительно так оно и есть. Всё это работает даже лучше, чем хорошо, на примере того же Манбиджа и всей этой заварухи на севере. Не произошло никаких серьёзных стычек между турецкой и сирийской армиями. Координации действительно есть, и она работает.
Но на очереди Идлиб. Что делать дальше? В каком статусе Турция будет там оставаться и будет ли она вообще оставаться на территории Сирии? Ведь очень многие СМИ вышли с таким, наполовину правильным переводом, что якобы Эрдоган выйдет с этих территорий. Но он обещал выйти. А обещать жениться и жениться – это две разные вещи. Думаю, что вопрос "А когда турки оттуда вообще свалят?" тоже будет очень серьёзно обсуждаться. Вроде бы как всё решили, сирийские демократические силы интегрируются в сирийское пространство и т.д. Что дальше туркам там ловить? В каком статусе они там будут находиться? По этому поводу будут действительно серьёзные переговоры, потому что у Эрдогана Сирия тоже такой политический актив, те баллы, которые ему так необходимы для его личной карьеры. Он на волне именно сирийской кампании и конституционную реформу провёл, и султаном стал. Так что посмотрим.
Российская военная полиция приступила к патрулированию сирийского города Манбидж